Альтерация

А

 льтерация - Альтерация (музыкальное), изменение высоты ступеней лада или основных ступеней звукоряда посредством повышения или понижения их на полутон или целый тон. Знак повышения на полутон диез ( ), на тон — дубль-диез ( ); знак понижения на полутон — бемоль ( ), на тон — дубль-бемоль ( ). При А. к названию звука добавляется слово, определяющее изменение ступени, например фа диез, си дубль-бемоль и т. п. Отмена А. обозначается знаком бекар ( ). А. позволяет строить какой-либо лад от любой ступени звукоряда; в связи с чем образуются различные мажорные и минорные тональности. Знаки А., относящиеся к определённой тональности, ставятся при ключе и называются ключевыми (действительны для всех октав до конца произведения или до перемены знаков). Знаки А., возникающие вследствие хроматизма, ставятся перед нотами, к которым имеют отношение и называются случайными (действительны только для данной октавы до конца такта).

Под А. подразумевается также обострение ладового тяготения неустойчивых звуков (ступеней), служащее средством мелодического и гармонического разнообразия. Интервалы или аккорды, в составе которых имеются измененные ступени, называются альтерированными.

АЛЬТЕРАЦИЯ.

Людмила Викентьевна Михеева. Музыкальный словарь в рассказах

 Латинское слово alterare означает изменять. В музыкальной науке альтерацией принято называть повышение или понижение звука, при котором название его не меняется. Любой звук можно повысить на полтона или тон, можно понизить на полтона или тон. В нотах это обозначается при помощи так называемых знаков альтерации. Вот они:

 -- диез --  повышение на полтона;
 -- дубль-диез -- повышение на целый тон;
 -- бемоль -- понижение на полтона;
 -- дубль-бемоль -- понижение на целый тон. Если после альтерированного звука должен прозвучать натуральный, пишут знак отказа -- бекар --  (или, если нужно, дубль-бекар -- ).

Если альтерированный звук появляется в музыкальном произведении случайно, однократно (например, ре-диез или фа-диез в до-мажорной пьеске), знак альтерации ставится непосредственно перед ним и учитывается только до конца того такта, в котором появился, и только в той октаве, в которой указан. Но когда в этом же такте далее должен прозвучать неальтерированный звук, перед ним ставят знак отказа -- бекар.

На первый взгляд может показаться, что знаки альтерации -- это обозначения черных клавиш фортепианной клавиатуры, тогда как белые клавиши имеют собственные названия. Но дело обстоит совсем не так просто. Знаки альтерации обозначают не клавиши, а звуки. И черная клавиша между белыми фа и соль, в зависимости от тональности, в которой написана исполняемая вами пьеса, может быть и фа-диезом и соль-бемолем. А в каком-нибудь произведении (как правило, более сложном, предназначенном не для начинающих музыкантов) встретятся, например, до-дубль-диез или соль-дубль-бемоль, которые на фортепианной клавиатуре окажутся равными, соответственно, нотам ре и фа, но в исполняемой пьесе, по смыслу развертывания мелодии или логике гармонической структуры, будут именно «дубль-диезом» или «дубль-бемолем».

Hosted by uCoz