Балалайка

Б

 алалайка - русский струнный щипковый инструмент. Корпус, как правило, треугольной формы, гриф с ладами, три струны (в ранних образцах две). Звук извлекают главным образом бряцанием указательного пальца правой руки по всем струнам и защипыванием отдельных струн. В 18-19 вв. пользовалась большим распространением как сольный, ансамблевый инструмент и для аккомпанемента пению. В 1880-х гг. усовершенствована В. В. Андреевым и инструментальными мастерами Ф. С. Пасербским и С. И. Налимовым. Созданное позднее семейство Б. составляет основу оркестра русских народных инструментов. Выдающиеся исполнители на Б. - В. В. Андреев, Б. С. Трояновский (1883-1951), Н. П. Осипов (1896-1945), П. И. Нечепоренко (р. в 1916). Советскими композиторами написаны крупные произведения для Б. - концерты с оркестром С. Н. Василенко, М. М. Ипполитова-Иванова и др.

БАЛАЛАЙКА.

Людмила Викентьевна Михеева. Музыкальный словарь в рассказах

 Не одну сотню лет известна на Руси балалайка. В XVIII и XIX веках была она, пожалуй, самым распространенным народным инструментом. Под нее плясали во время праздников, пели песни. Про нее складывали сказки.

Балалайка -- струнный щипковый инструмент, родственница гитары, лютни, мандолины. У нее деревянный треугольный или полусферический корпус и длинный гриф, на которых натянуто три струны. На шейке грифа навязаны жилы на таком расстоянии друг от друга, что, нажимая между ними струны, можно извлечь звуки гаммы. Жилы эти называются ладами. Извлекается звук щипками или так называемыми бряцаниями -- ударом указательного пальца по всем струнам сразу.


Немногим более ста лет тому назад на балалайку обратил внимание любитель музыки и театра Василий Васильевич Андреев. Он задумал простонародному «мужицкому» инструменту дать новую жизнь: привести ее в концертные залы. Прежде всего Андреев решил балалайку усовершенствовать. По его указаниям инструментальные мастера произвели изменения в ее конструкции, а кроме того создали не один инструмент, а целое семейство: балалайки большие и маленькие, которые в зависимости от размера получили названия пикколо, прима, секунда, альт, бас и контрабас.


На балалайке новой конструкции Андреев играл, выступал с сольными концертами. В 1887 году он организовал в Петербурге «Кружок любителей игры на балалайках», а еще через девять лет кружок этот был преобразован в Великорусский оркестр. Основными инструментами этого оркестра стали балалайки различного размера, подобно тому, как в симфоническом оркестре основа -- струнные смычковые от скрипки до контрабаса. Оркестр существует и поныне. Называется он теперь -- Оркестр народных инструментов имени В. В. Андреева.

Теперь русская балалайка известна во всем мире. Многие композиторы создают для нее свои произведения. Игре на балалайке учат в музыкальных школах, училищах и консерваториях.

 

 

Hosted by uCoz