Бас

Б

ас - (заимствовано из итал. basso или франц. basse, буквально - низкий),

1) самый низкий мужской голос. Различают Б. высокий, или певучий, и низкий, или глубокий (итал. basso profundo), в оперной практике - характерный, комический Б. Высокий Б. бывает лирический (диапазон примерно от соль большой октавы до фа первой) и драматический (от фа большой октавы до ми первой). Низкий бас (от до-ми большой октавы до ре-ми первой) в русском хоровом пении называется также "центральным". В хоре Б. подразделяются на первые (их партию исполняют баритоны) и вторые (собственно Б.). В русских хорах встречаются и т. н. Б.-октависты, способные исполнять предельно низкие для человеческого голоса звуки (ля-си бемоль контроктавы).

2) Самая низкая партия многоголосного музыкального произведения.

3) Б. цифрованный (basso continue) - см. Генерал-бас.

4) Музыкальные инструменты низкого регистра: Б.-туба, контрабас и др., а также народная виолончель на Украине (басоля) и в Белоруссии (басетля).

 БАС.

Людмила Викентьевна Михеева. Музыкальный словарь в рассказах

 «Ты придешь, моя заря, взгляну в лицо твое...» Вы читаете эти слова, и в воображении возникает мелодия, широкая, как родные русские просторы, печальная и мужественная. Это ария Ивана Сусанина из оперы Глинки. Партию Сусанина -- простого русского крестьянина, героя, отдавшего жизнь за родину, композитор поручил басу.

Бас -- самый низкий из всех голосов (итальянское слово basso -- низкий). Множество великолепных оперных партий написано для этого голоса. Владимир Галицкий (высокий бас) и Кончак (низкий) в «Князе Игоре» Бородина, Фарлаф в «Руслане и Людмиле» Глинки, дон Базилио в «Севильском цирюльнике» Россини, Мефистофель в «Фаусте» Гуно, Кутузов в «Войне и мире» Прокофьева... Только из этого перечисления ясно, какие богатые возможности таит в себе бас, какие разнообразные характеры от возвышенно героического до ярко комедийного может он воплотить.

Имя знаменитого певца-баса знают, без сомнения, все. Это Федор Иванович Шаляпин. Голос его -- высокий бас -- был исключительным по красоте, богатству и мягкости тембра. Благодаря очень большому диапазону голоса, Шаляпин иногда исполнял и партии, написанные для баритона, и создал незабываемую галерею оперных героев: Ивана Сусанина, Бориса Годунова, Демона, Мефистофеля и многих других.

Прославились и такие советские певцы-басы, как А. Пирогов, М. Михайлов, И. Петров, Б. Гмыря. А сейчас можно назвать солиста Большого театра Е. Нестеренко: с огромным успехом выступал он в разных странах, в том числе и на сцене знаменитого миланского оперного театра «Ла Скала».

Существует особый, самый низкий вид басов, так называемые басы-октависты, который встречается только в русских хорах. Диапазон басов от фа большой октавы до фа первой.

 

 

Hosted by uCoz