Частушка

Ч

астушка - жанр русского словесно-музыкального народного творчества, короткая (обычно 4-строчная) песенка быстрого темпа исполнения. В самостоятельный жанр оформилась в последней трети 19 в.; генетически связана с традиционными (преимущественно частыми) песнями. Широчайшее распространение получила в 1-й половине 20 в. Ч. создаются преимущественно сельской молодёжью, исполняются на одну мелодию целыми сериями во время гуляний под гармонь, балалайку или без музыкального сопровождения. Основной эмоциональный тон - мажорный. Тематика главным образом любовно-бытовая, однако уже в дооктябрьский период возникают Ч. общественного содержания (чаще с сатирической окраской); в советское время их доля в общей массе Ч. значительно возрастает, тематический диапазон расширяется. Будучи откликом на события дня, Ч. обычно рождается как поэтическая импровизация. Ей свойственны обращения к определённому лицу или слушателям, прямота высказывания, реалистичность, экспрессия. Стих Ч. - хореический, рифмовка - перекрёстная (обычно рифмуются лишь 2-я и 4-я строки), иногда парная. Музыкальной основой Ч. являются короткие одночастные, реже - двухчастные, мелодии, исполняемые полуговорком или напевно. В последние десятилетия интенсивность народного творчества в жанре Ч. несколько уменьшилась. Под влиянием фольклорных Ч. возникла литературная Ч. (Д. Бедный, В. В. Маяковский, А. А. Прокофьев и др.); многочисленные Ч. создаются в коллективах художественной самодеятельности. Возникнув впервые в русском фольклоре, Ч. появились затем на Украине, в Белоруссии и других республиках СССР.

 Частушка , припевка, коротушка. Термин ввёл в литературу Г. И. Успенский . Истоки частушки - игровые и плясовые припевки, "сборные" хороводные песни, скоморошьи прибаутки, юмористические канты и городские песни. Частушкам свойственны злободневность тематики, афоричность, неожиданность метафор и рифм. Наиболее распространённая разновидность - страдания. Традиционная лирико-бытовая тематика, как правило связана с конкретным историческим временем. Социально-политические мотивы пронизывают  частушки революционного времени. Характерная поэтическая форма частушки - монострофа из 2-х 15-ти слоговых стихов (строк), которым в мелодии соответствуют 2 предложения. Частушки поются соло, часто диалогически (в сопровождении балалайки, жалейки. гармони, под пляску), двух- или многоголосным хором.
          Жанр частушки претворён в поэзии А. А. Блока, С. А. Есенина. В. В. Маяковского. В музыке частушки использованы в творчестве Р. К. Щедрина (опера "Не только любовь" и др. сочинения). В вокальных и хоровых произведениях к частушкам обращались Г. В. Свиридов, В. А. Гаврилин

ЧАСТУШКА.

Людмила Викентьевна Михеева. Музыкальный словарь в рассказах

 Наверное, каждый из вас слышал, как исполняются частушки -- веселые озорные куплеты, чаще всего сатирического содержания. Достается в них лодырям и лежебокам, неряхам и обманщикам. Бывают частушки шуточные, юмористические.

Слово частушка происходит от «частый», то есть быстрый. Частушки (кое-где их называют припевками, вряд ли нужно объяснять, почему) возникли в России в конце 60-х годов прошлого века. Это быстрые песни в четком ритме двудольного танца. Мелодия у них совсем коротенькая -- всего один небольшой куплет, который очень много раз повторяется с разными текстами.

Особый вид частушки -- так называемые «страдания». Они более медленные, певучие, лирического содержания.

Частушки часто используют в своих произведениях советские композиторы. Так, Р. К. Щедрин ввел частушку в свой фортепианный концерт, большую роль она играет и в его опере «Не только любовь».

Hosted by uCoz