Дивертисмент

Д

 ивертисмент - (от франц. divertissement - увеселение, развлечение) в театре, в 17-18 вв. вставная или заключительная часть драматического спектакля (иногда оперного или балетного), состоящая из пения, танцев, комических сценок, пародий и др. номеров увеселительного характера, обычно не связанных с сюжетом представления. В 70-х гг. 19 в. Д. становится самостоятельной концертной программой эстрадных театров и балаганов. Значительное распространение Д. получил в русском балете после Отечественной войны 1812, превратившись в особый вид балетного спектакля на патриотические и народные темы.

Д. в музыке, род бытовой музыки, обозначение инструментальных произведений, служивших главным образом развлекательным целям. Д. состояли из нескольких частей (обычно 4-10) и предназначались для различных инструментальных составов (от одного инструмента до камерного ансамбля и оркестра). Соединяли в себе черты сонаты и сюиты; по широкому применению танцевальных жанров сближались с серенадой, родственны также кассации и ноктюрну. Д. встречаются в произведениях Й. Гайдна, В. А. Моцарта и др. В 19 в., за немногими исключениями ("Венгерский дивертисмент" Шуберта для фортепиано в 4 руки), превращаются в жанр салонной музыки, аналогичный попурри. В 20 в. термин "Д." применяется как обозначение сюиты, составленной из номеров балета (Д. из балета "Поцелуй феи" Стравинского); изредка создаются произведения, представляющие собой стилизацию Д. 18 в. (Д. для струнного оркестра Бартока).

1. Музыкальное произведение развлекательного характера (первоначаьно сборник таких произведений). Инструментальные и вокальные дивертисменты известны с 17 века. С 18 века дивертисменты, как правило, инструментальные многочастные произведения для камерного ансамбля или оркестра, а также для лдного инмтрумента. В 19 веке утрачивает своё значение, превращается в жанр, аналогичный попурри ( обычно на заимствованные темы). В 20 веке дивертисмент возрождается. Термин дивертисмент применяется также для балетной сюиты.

2. Дополнительные эпизоды балетных или вокальных номеров, исполняемые между актами спектакля или в конце его. Могут составлять единое развлекательное представление, не связанное сюжетом с основным произведением. Появились в 17-18 веках в комических операх Ж. Б. Люлли, Ж. Ф. Рамо, К. В. Глюка.

3. Представления народно-бытового характера в России в начале 19 века, включавшие песни, танцы, разговорный диалог.

4. Свободная интермедия в фуге.

ДИВЕРТИСМЕНТ.

Людмила Викентьевна Михеева. Музыкальный словарь в рассказах

 Французское слово «divertissement» в переводе означает -- увеселение, развлечение. Первоначально, триста лет назад, под этим названием стали появляться отдельные музыкальные пьесы пли целые сборники пьес развлекательного характера. Очень большое распространение такие дивертисменты получили в XVIII веке. Чаще всего их сочиняли для камерного ансамбля или небольшого оркестра, в нескольких частях.

Дивертисменты писали французские, немецкие, итальянские композиторы. И сейчас в концертах можно услышать дивертисменты Гайдна или Моцарта. А начиная с XIX века этот термин приобрел несколько иное значение. Так стали называть музыку, сходную с попурри (вы можете прочесть, что означает это французское слово, дальше).

Одновременно с такими, чисто музыкальными дивертисментами, во Франции появились дивертисменты музыкально-сценические. Это были вставные, чаще всего балетные, но иногда и вокальные эпизоды в спектаклях -- драматических или оперных. Один из первых таких дивертисментов появился в комедии Мольера «Брак по принуждению». Музыку к этому балетному дивертисменту написал придворный композитор Людовика XIV Ж. Б. Люлли. Известны его дивертисменты и к другим пьесам прославленного французского комедиографа.

Иногда дивертисменты составляют целое развлекательное представление, своего рода концерт внутри спектакля. Таков и дивертисмент во втором акте балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».

 

 

Hosted by uCoz