Флейта

Ф

 лейта - (нем. Flote), духовой музыкальный инструмент. Ф. различаются по способу держания инструмента при игре. Существуют продольная Ф. (держат в вертикальном положении, как гобой, кларнет поперечная (держат горизонтально). Известна с древности. Современный тип - поперечная Ф., возникшая в результате коренной реконструкции старинной Ф. (имела конический ствол с 8 клапанами), осуществленной флейтистом Т. Бёмом (усовершенствовал клапанную систему). Современная Ф. имеет прямой, закрытый с одного конца цилиндрический ствол, состоящий из головки (верхняя часть) с подвижной (для регулирования строя) пробкой и отверстием для вдувания воздуха, средней части, на которой расположены все основные клапаны, и нижней с 3-4 клапанами. Изготовляется из специальных сортов дерева, металла, а также пластмассы. Диапазон - си малой или до 1-й октавы - до 4-й октавы. Звучание ясное, прозрачное, холодноватое. Ф. обладает высокими техническими и художественными возможностями. Нотируется в скрипичном ключе - соответственно звучанию. Применяется в оркестре (в симфонии до 4 партий), ансамбле и соло. Разновидности: малая (пикколо; ре 2-й октавы - си 4-й октавы), альтовая (фа-диез или соль малой октавы - си 2-й или до 3-й октавы), басовая (си большой октавы - фа 2-й октавы).

Лит.: Тризно Б., Флейта, М., 1964; Чудаки М., Инструменты симфонического оркестра, 3 изд., М., 1972; Левин С., Духовые инструменты в истории музыкальной культуры, Л., 1973.

С. Я. Левин.

ФЛЕЙТА.

Людмила Викентьевна Михеева. Музыкальный словарь в рассказах

 Это один из самых древних духовых инструментов. Археологи находят изображения флейтистов на фресках Древнего Египта и Греции.

Возникшая из тростниковой дудки, флейта поначалу была простой деревянной трубкой с отверстиями. В течение многих веков она совершенствовалась, пока не приобрела современный вид. Раньше флейта была продольной, и держали ее в вертикальном положении. Затем появилась так называемая поперечная флейта, которую музыкант держит горизонтально. Этот вид флейты, усовершенствованный в 1832 году немецким мастером Т. Бемом, постепенно вытеснил продольную, и сейчас во все оркестры входит именно поперечная флейта.


ФЛЕЙТА

Диапазон ее -- от до первой и до до четвертой октавы, нижний регистр глуховатый, мягкий; средний и часть верхнего очень красивы, обладают нежным и певучим тембром; самые высокие звуки пронзительные, свистящие.

В инструментальных ансамблях флейта принимала участие уже в XV веке. Композиторов привлекало ее напевное звучание, а позднее, когда инструмент усовершенствовался, -- богатые виртуозные возможности.

Флейте доступны самые сложные пассажи. Нередко она вступает в своеобразное соревнование с колоратурным сопрано, которое отчасти напоминает и своим тембром. Вспомните «Снегурочку» Римского-Корсакова: колоратурным пассажам дочери Мороза в начале оперы вторят «узорчатые» наигрыши флейты.

Одна из применяемых в оркестре разновидностей этого инструмента -- флейта пикколо (piccolo -- по-итальянски -- «маленький»). Она в два раза меньше обычной флейты и звучит октавой выше. Ее резкий свист прорезает звучность всего оркестра. Раньше флейту пикколо применяли лишь в тех музыкальных эпизодах, в которых требовалось изобразить сражение, грозу, свист ветра. Теперь же ей нередко поручают и мелодические партии.

В опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» флейта пикколо играет тему белки, грызущей золотой орех. В первом акте оперы Бизе «Кармен» две флейты пикколо сопровождают хор мальчишек, бойко марширующих вслед за солдатами.

Hosted by uCoz