Гармония

Г

 армония - выразительные средства музыки, основанные на объединении музыкальных звуков в созвучия и последованиях созвучий в условиях лада и тональности. Важнейшее значение в Г. имеют аккорды - созвучия, звуки которых расположены или могут быть расположены по терциям. Терцовое построение аккордов опирается на естественные акустические предпосылки, в первую очередь на натуральный звукоряд (порой применяются и др. принципы построения аккордов, например квартовый). В последованиях аккордов выявляются их ладовые функции (см. Функции ладовые)-, некоторые воспринимаются как устойчивые (центральный аккорд лада, определяющий тональность, тоника), другие - как неустойчивые (группы доминанты и субдоминанты). Логика ладофункционального движения сочетается в последованиях аккордов с естественностью движения составляющих их голосов (голосоведение). Аккорды и их последования не только подчиняются ладофункциональным закономерностям, но и обладают своими колористическими (фоническими) качествами. Однако выразительность Г. зависит от всех элементов музыкального языка, и в первую очередь от мелодии. Со своей стороны, Г. влияет на восприятие мелодии (см. Гармонизация). Г. участвует в созидании музыкальной формы. В построении различных форм существенно значение многих гармонических средств, например каденций, модуляций, соотношения и последования тональностей.

Особенности гармонического языка составляют один из компонентов музыкального стиля - как стиля творчества какого-либо композитора, так и стиля, понимаемого в качестве более широкой музыкально-исторической категории.

Истоки Г. профессиональной музыки лежат в народном музыкальном искусстве. С течением времени Г. постепенно и всесторонне обогащается. При этом эволюция разных сторон Г. происходит неодинаковыми темпами. Так, развитие в области аккордики протекает быстрее, чем в области ладовых функций. Необходимым условием существования Г. на всех этапах её развития остаётся лад, проявления которого гибки, широки и изменчивы. Примерно с начала 17 в. наблюдался значительный прогресс в области Г. Важнейший этап развития Г. связан с музыкой венских классиков. В особенности пышный расцвет Г. переживает в 19 в. Это время ознаменовалось гармоническими нововведениями Л. Бетховена и композиторов-романтиков, выдвижением национальных музыкальных школ, в частности русской музыкальной классики. Одна из ярких глав эволюции Г. - музыкальный импрессионизм. Современный период развития Г. характеризуется своими достижениями, в частности в современной музыке.

Учение о Г. представляет собой один из основных разделов музыкознания. Основополагающее значение для этого учения, в современном понимании, имели труды Ж. Ф. Рамо, а в последующее время - Х. Римана, Э. Курта и др. В нашей стране ещё до появления трудов Римана большой вклад в разработку учения о Г. внесли П. И. Чайковский и Н. Л. Римский-Корсаков. Многое здесь сделано и в сов. время. Важнейшим направлением в учении о Г. является ладофункциональная теория (см. Функциональная школа). Г. как учебный предмет входит в основу профессионального музыкального образования.

ГАРМОНИЯ 

ГАРМОНИЯ, в музыке – одновременное звучание нескольких тонов. Гармония имеет дело с вертикалью и совместным звучанием тонов – в отличие от контрапункта (полифонии), который имеет дело с горизонталью и в котором отдельные голоса, хотя и подчиняются законам гармонии, прежде всего являются самостоятельными мелодическими линиями. В классических произведениях органично сочетаются приемы гармонии и полифонии, но, как правило, преобладает тот или иной стиль письма. Например, в прелюдиях из Хорошо темперированного клавира И.С.Баха преобладает гармоническое письмо, а в фугах – контрапунктическое. 
Простейшая форма гармонического аккомпанемента – аккордовая, когда аккорды движутся в одном ритме с мелодией. Такая форма свойственна хоровым изложениям гимнов или популярных песен. При более развитой и сложной мелодии гармония движется медленнее, ибо слух не способен воспринять слишком частые смены аккордов. При сопровождении мелодий в медленном или умеренном темпе нередко применяются арпеджио, т.е. «разложенные» аккорды, где тоны аккорда берутся по очереди, а не одновременно. Иногда в подобных случаях аккорды могут повторяться в соответствии с простой ритмической фигурой (как, например, в военном марше). 

Предмет гармонии – прежде всего аккорды и их обращения (инверсии): трезвучия, секстаккорды, квартсекстаккорды, уменьшенные септаккорды, увеличенные секстаккорды, доминантсептаккорды, нонаккорды и т.д. Конечно, в гармонии изучаются качества отдельно взятого созвучия, но большее значение имеет изучение последовательностей аккордов и законов, управляющих сочетанием созвучий. Особое внимание уделяется кадансам, т.е. завершениям гармонических последовательностей, а также модуляциям, т.е. переходам из одной тональности в другую. Кроме того, гармония касается и области контрапункта, точнее говоря, вертикальных созвучий, которые образуются при сочетании мелодических линий (в этом случае учитываются проходящие звуки, задержания, альтерированные звуки и апподжиатуры – неприготовленные задержания). 

Происхождение учения о гармонии. Термин «гармония» в специфически музыкальном смысле не синонимичен понятиям «благозвучие» или «созвучие»; он охватывает также «какофонию» и «диссонанс». Классическая гармония в том виде, в каком она представлена в музыке с конца 16 в. и описана Ж.Ф.Рамо в 18 в., отличается простотой и ясностью; в основе этой системы лежит трезвучие. Даже гармония 19 в., более сложная и насыщенная хроматизмами, остается в своих основах классической, и самые смелые аккордовые последовательности в музыке Р.Вагнера (1813–1883) могут рассматриваться как результат развития классических законов. 

Целотоновая аккордика К.Дебюсси (1862–1918) и других импрессионистов (т.е. аккордика, основанная на звукоряде из целых тонов: до – ре – ми – фа-диез – соль-диез – си-бемоль) вытекает из принципа доминантового нонаккорда. Смысл ее, однако, состоит прежде всего в том, что октава делится не на семь, а на шесть равных промежутков. Таким образом, аккордика импрессионистов вступает в особые отношения с общепринятой системой темперации. Увеличенное трезвучие (до – ми – соль-диез) является производным от целотонового звукоряда и так же, как он, основано на симметричном делении октавы. Еще один пример симметрии – уменьшенный септаккорд (до – ми-бемоль – фа-диез – ля). Аккорды такого типа играют важную роль при модуляциях или в случаях, когда композитору желательно создать эффект тональной неопределенности; они могут нотироваться разными способами и трактоваться как принадлежащие разным тональностям. 

Классическая аккордика основана на трезвучии – как геометрия Евклида покоится на определенных аксиомах. Но подобно тому, как существует неевклидова геометрия, существует и не-трезвучная аккордика. В соответствующих условиях увеличенные или уменьшенные аккорды могут звучать вполне устойчиво и не требовать разрешения в аккорды определенной тональности. 

Постклассическая гармония. Для современного творчества характерен все больший отход от закономерностей классической гармонии. Так, А.Шёнберг (1874–1951) постоянно употреблял гармонию, построенную по квартовому принципу, и эти созвучия (так же, как и целотоновые созвучия импрессионистов) имели свою логику организации. В результате созвучие типа соль – до – фа обретало статус тонического трезвучия в классической гармонии; от него могли строиться соответствующие многозвучные аккорды. Но даже при включении альтерированных тонов квартовая (или другая «сконструированная») гармония не может дать того разнообразия и богатства, которое предоставляет классическая терцовая гармония. 

Ранние додекафонные сочинения Шёнберга не содержат оригинальной гармонической системы; в дальнейшем композитор экспериментировал с разными способами симметричного деления октавы. Другие авторы, не связанные с додекафонией, тоже проводили опыты по созданию новых типов аккордики. Если когда-нибудь будет принята иная система темперации (например, делящая октаву на 19 частей), то возникнет то же противоречие, пока не будет создана соответствующая новой темперации гармоническая система. 


ЛИТЕРАТУРА 
Способин И.В. Лекции по курсу гармонии. М., 1969 
Холопов Ю.Н. Очерки современной гармонии. М., 1974 
Курт Э. Романтическая гармония и ее кризис в «Тристане» Вагнера. М., 1975 
Этингер М.А. Раннеклассическая гармония. М., 1979 

ГАРМОНИЯ.

Людмила Викентьевна Михеева. Музыкальный словарь в рассказах

  

В размеры стройные стекались
Мои послушные слова
И звонкой рифмой замыкались
В гармонии соперник мой
Был шум лесов, иль вихорь буйный,
Иль иволги напев живой,
Иль ночью моря гул глухой,
Иль шопот речки тихоструйной.

Это, конечно, Пушкин. «Разговор книгопродавца с поэтом», из которого заимствованы приведенные строки, был впервые опубликован в виде предисловия к первой главе «Евгения Онегина». А вот начало пушкинского же стихотворения «Красавица»:

Все в ней гармония, все диво,
Все выше мира и страстей...

И еще один отрывок -- слова Сальери из маленькой трагедии «Моцарт и Сальери»:

...Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию...

Почему здесь приведены столь разные стихи? Что в; них общего? Одно только слово -- гармония. Конечно, употреблено оно в разных значениях. Так что же оно означает?

Греческое слово harmonia переводится как созвучие, стройность, соразмерность. Именно в смысле стройности, соразмерности, а значит и красоты употребил это слово Пушкин в стихотворении «Красавица». В первом цитированном отрывке значение слов иное: под гармонией подразумевается поэзия как искусство в стройных, соразмеренных формах выражать владеющие поэтом мысли и чувства.

Близко к этому и значение, которое вкладывает в слово гармония Сальери в маленькой пушкинской трагедии. Недаром далее Моцарт произносит тост:

            ...за искренний союз,
Связующий Моцарта и Сальери,
Двух сыновей гармонии.

Только речь здесь идет уже не о поэзии, а о музыке. Но вспомните, как говорит Сальери: «Поверил я алгеброй гармонию...». В этой фразе заключен, благодаря слову алгебра, еще один смысл:

научного, исследовательского подхода к искусству. И тогда возникает еще одно значение гармонии -- как специального термина, определяющего одно из выразительных средств музыки. Это выразительное средство основано на объединении звуков в созвучия и последовательности созвучий.

С течением времени менялся характер и особенности всех музыкальных выразительных средств, в том числе и гармонии. Поэтому при ее изучении говорят о различных стилях - гармонии классической и романтической, гармонии джазовой и т. д. Кстати, этим же словом определяется и учебная дисциплина, которая изучает законы построения и взаимосвязи аккордов.

 

 

Hosted by uCoz