Голос

Г

 олос - совокупность разнообразных по высоте, силе и тембру звуков, издаваемых при помощи голосового аппарата человеком и дышащими лёгкими животными. Г. сопровождаются рефлекторные движения мышц гортани (чихание, кашель и т. д.). Человек выражает Г. ощущения, чувства, мысли (крик, смех, плач, разговорная и вокальная речь).
Существуют мышечно-эластическая и нейро-мышечная теории голосообразования. Согласно мышечно-эластической теории, началу любого звукоизвлечения предшествует смыкание голосовых связок. При этом повышается внутритрахеальное давление; в момент, когда оно превысит силу натяжения голосовых связок, происходит прорыв внутритрахеального воздуха через голосовую щель, связки начинают вибрировать, приводя в колебание воздух, находящийся выше них. Различная частота звуковых колебаний зависит от длины и напряжения голосовых связок, что, в свою очередь, обусловливается функциональным состоянием вовлекаемых мышц гортани. По нейро-мышечной теории, число колебаний голосовых связок в секунду совпадает с числом поступающих из центральной нервной системы импульсов.

Высота Г. зависит от частоты колебаний голосовых связок, которая, в свою очередь, обусловлена их длиной, толщиной и напряжением; сила Г. - от размаха колебаний голосовых связок, который определяется силой напора выдыхаемого воздуха. Тембр Г. обусловливается присоединением к основному тону добавочных тонов (обертонов), возникающих главным образом в резонаторной части голосового аппарата; индивидуальная тембровая окраска Г. позволяет нередко по Г. различать людей.

Формирование Г. происходит постепенно (иногда скачкообразно), по мере развития организма, его центральной нервной и эндокринной систем. Г. новорождённых и грудных детей одинаков у всех по высоте (ля 1-й октавы) и тембру; различается только по силе. С возрастом постепенно расширяется диапазон звуков по высоте и силе, оформляется тембр, который обычно не изменяется до старости. К старости происходит сужение диапазона звуков по высоте и силе. Наиболее интенсивное изменение Г. - "ломка" Г., или мутация, происходит в период полового созревания в возрасте от 11-12 до 18-19 лет и продолжается от 5-6 мес до 2-3 и даже 5 лет. В это время гортань мальчиков увеличивается более чем в 11/2 раза, а у девочек на 1/3; голосовые связки гиперемируются, поэтому у подростков во время мутации отмечается повышенная утомляемость при голосовой работе, а также часто беспричинная охриплость.

Нарушение голосовой функции возникает в результате патологических изменений в любом отделе голосового аппарата, но наиболее часто - в результате патологических изменений в гортани (см. Ларингит). Нередко изменения голосовой функции возникают при профессиональном (например, у певцов, педагогов) или бытовом голосовом переутомлении, а у детей и подростков в результате очень громкого разговора и пения, а также разговора и пения в тесситуре, выходящей за пределы, присущие данному возрасту. Изменения Г. могут образоваться также при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, нервной системы и др. и проявляются с разной интенсивностью - от лёгкой охриплости (см. Хрипота) до полной афонии.

Лит.: Фомичев М. И., Основы фониатрии, [Л.], 1949; Ермолаев В. Г., Некоторые вопросы фониатрии, в кн.: Многотомное руководство по оториноларингологии, т. 4, М., 1963; Husson R., Physiologic de la phonation, P., 1962 (библ.).

В. Г. Ермолаев.

ГОЛОС.

Людмила Викентьевна Михеева. Музыкальный словарь в рассказах

 Вы, наверное, думаете: «Что такое голос, объяснять не надо -- это знает всякий». Так? Но слово это имеет не одно значение, да и голоса бывают разные.

Звук голоса возникает так же, как любой музыкальный звук, извлекаемый на духовом инструменте. Воздух, которым мы дышим, выходит из легких через дыхательное горло в гортань. В гортани у человека находятся голосовые связки. Под давлением выдыхаемого воздуха они начинают колебаться и слышится звук.

В каждом музыкальном инструменте есть резонатор. У человека роль резонатора играют полость рта и носа (это называется -- головной резонатор), но кроме того и грудь (грудной резонатор). Вы слышали, наверное, выражение -- грудной голос.

Высота человеческого голоса зависит от величины голосовых связок -- их длины и толщины. От особенностей их строения зависит и тембр -- индивидуальная окраска звука, по которой мы различаем голоса знакомых нам людей.

Певческие голоса, вы, конечно, это знаете, бывают разные -- высокие, низкие и средние. Мужские голоса разделяются на тенор, баритон и бас, женские -- это сопрано, меццо-сопрано и контральто. А у детских певческих голосов только две группы -- сопрано и альт (в хоре мальчиков высокие голоса называются дискантами). Обо всех голосах вы можете прочесть на страницах этой книжки -- каждому посвящен отдельный рассказ.

В музыке существуют и другие понятия, связанные со словом «голос». Вам, наверное, приходилось слышать: двухголосная инвенция, трехголосная фуга, четырехголосное изложение. В этом случае под голосом подразумевается мелодия, входящая в музыкальную ткань пьесы. Те же из вас, которые учатся в музыкальной школе, наверное знают, что двухголосные инвенции -- это такие пьесы, в которых в каждой руке звучит самостоятельная мелодия, а не мелодия и аккомпанемент, как в других пьесах. Трехголосные инвенции или фуги -- это пьесы, в которых есть три самостоятельных мелодических голоса. Произведения с двумя и более самостоятельными голосами называются полифоническими. Вы можете прочесть о них в рассказах, посвященных полифонии, инвенции и фуге.

В полифонии существует понятие голосоведения -- это движение каждого из голосов многоголосного, то есть полифонического произведения. Голосоведение подчиняется своим особым законам, которые должны изучать композиторы.

И еще одно понятие, связанное с этим же словом. Голосами называют партии отдельных инструментов в ансамблевых и оркестровых сочинениях. Вы можете услышать, например: «Нужно расписать партитуру по голосам». Это значит, что композитор отдает для исполнения партитуру, а переписчики должны выписать из нее всем исполнителям их партии: в оркестровом сочинении, например, написать столько партий скрипок, сколько в этом оркестре пультов скрипачей, столько раз написать партию контрабаса, сколько пультов контрабасистов и т. д.

 

 

Hosted by uCoz