Хор

Х

ор - греч., 1) в древнегреч. сцене группа в 15-24 чел., занимавшая опред. место (оркестр), принимал участие в представл. пением и пляской.-2) Собрание лиц, поющих музыку: мужск. (из одних мужчин), жен. (из одних женщин) и смешанный.-3) Также название оркестра: "военный Х. музыки", "Музыкантский Х.".-4) Архитект., в древнехристиан. базиликах и в храмах романского и готич. стиля продолговатое возвышение у восточной стены пред алтарем, огороженное балюстрадой, для духовенства и певчих.-5) Хоры, галерея вдоль стен в церквах и концертных залах.

1. - в древне-греческой трагедии обязательный коллективный участник действия, олицетворявший голос народа или выступавший одновременно в качестве действующего лица.

2. - певческий коллектив. Различают однородные хоры (только женские или мужские, хоры мальчиков) и смешанные. Обычный смешанный хор (состав от 12 человек - по 3 и более в каждой партии) включает 4 партии: сопрано, альты, тенора и басы.    Каждая партия хора может делиться на несколько относительно самостоятельных партий (I и II сопрано и т. п.). В больших  хорах до 120 участников. Т. наз. сводные  хоры состоят из отдеотных хоровых коллективов. 

3. - номер в опере и кантатно-ораториальных сочинениях.

4. - группа струн одного музыкального инструмента , настроенные в унисон (парные, утроенные). В органе - группа труб микстуры, управляемых одной клавишей.

5. - в оркестре - звучание группы однородных инструментов.

-         место для певчих в христианских храмах (в русских - "хоры").

ХОР.

Людмила Викентьевна Михеева. Музыкальный словарь в рассказах

 На сцене стройными рядами стоят женщины в одинаковых красивых платьях. За ними, поднявшись на небольшие возвышения, мужчины в строгих черных костюмах. Взмах руки дирижера, и зазвучало хоровое пение.

Словом «хор», которое произошло от греческого choros и латинского chorus, что значит толпа, собрание, называют коллективы людей, исполняющих вокальную музыку и произведения, сочиненные для этого коллектива.

Разумеется, не всякий коллектив можно назвать хором. Бывают вокальные ансамбли, состоящие из нескольких, иногда более десяти, человек. Хор отличается от них значительно большим числом исполнителей. Все участники хора разделены на несколько групп, чаще всего -- на четыре. В детском хоре голоса делятся на высокие и низкие; высокие голоса -- сопрано, низкие -- альты.

Взрослые хоры могут быть разными по составу: мужскими, женскими и смешанными. В смешанном хоре присутствуют все

основные голоса: сопрано (высокие женские), альты (низкие женские), тенора (высокие мужские) и басы (низкие мужские). Иногда, если исполняемое сочинение имеет не четыре разных партии, а большее количество, каждая из групп подразделяется на первые и вторые голоса: первые и вторые сопрано, первые и вторые альты и так далее.

Для хорового пения композиторы сочиняют специальные произведения: песни, хоры, хоровые поэмы. Д. Д. Шостакович написал 10 хоровых поэм на слова поэтов-революционеров.

Хор -- одно из главных «действующих лиц» многих опер. Без него не обходится ни одна массовая сцена. Вспомним хотя бы «Сцену под Кромами» из оперы Мусоргского «Борис Годунов», где показана картина народного волнения. Образ восставшего народа передан через хоровую песню «Расходилась, разгулялась...».

Величественный хор «Славься» звучит в финальной сцене оперы Глинки «Иван Сусанин».

Хор -- непременный участник исполнения ораторий и кантат, где ему отводится очень большое место.

Некоторые хоровые произведения пишутся без сопровождения. Такое исполнение принято называть а капелла (см. рассказ Капелла) .

Хор напоминает совершенный многоголосный инструмент. Ему доступны все средства музыкальной выразительности: прозрачное пианиссимо и величественное фортиссимо, колоссальные нарастания и мгновенные спады звучности, замедление или ускорение темпа.

Хоровое звучание может передать тончайшие оттенки чувств, воплощенные в музыке, способно нарисовать живописные музыкальные картины. Недаром хоровое пение -- одна из самых любимых у нас в стране форм художественной самодеятельности.

По своей манере пения хоровые коллективы отличаются друг от друга. Хоры, исполняющие классическую музыку и современные произведения, поют «прикрытым», «округлым» звуком. Это Ленинградская академическая капелла имени М. И. Глинки, Республиканская капелла имени А. А. Юрлова, Большой детский хор Центрального телевидения и Всесоюзного радио, хор мальчиков Московского хорового училища имени А. В. Свешникова.

Народные хоры поют в особой манере, так называемым открытым звуком. Вспомните, например, звучание Хора имени Пятницкого, Северного народного хора и других подобных музыкальных коллективов.

-           

Hosted by uCoz