интермедия

И

 нтермедия - (от лат. intermedius- находящийся посреди, промежуточный),

1) небольшая пьеса или сцена (пантомима, танец, музыкальное или инструментальное произведение), обычно комического характера, разыгрываемая между действиями драматического спектакля. И. возникли в средневековом театре в представлениях мистерий и широко использовались в школьном театре, комедии дель арте, в театре Мольера и др. В Испании И. под названием пасос получила развитие как самостоятельный жанр публичного театра, достигнув художественной зрелости в творчестве Лоне де Руэды и особенно М. Сервантеса. В Англии называется "интерлюдия", в Португалии "интремиш". В России И. появились в представлениях школьного театра в 16 в. В 19-20 вв. превратились в самостоятельные сценки с пением и танцами, получив распространение и в современном театре (например, в спектакле "Принцесса Турандот" К. Гоцци в московском Театре им. Вахтангова).И. существовали и как вставные номера или сцены между актами оперы, балета. С 15 в. они вошли в практику музыкального театра Италии, позднее Англии, Франции и др. стран. Постепенно И. к спектаклю превратились в музыкально-сценические произведения с самостоятельным сюжетом. Нередко такие И. привлекали большее внимание публики, чем акты основного спектакля. В 17-18 вв. в Италии И. представляли собой маленькие оперы; часто они перемежали действие опер-сериа и имели контрастирующий с ними комический характер. Опера "Служанка-госпожа" Перголези, положившая начало развитию итальянской комической оперы и оказавшая большое влияние на формирование французской комической оперы, возникла как И. к опере "Гордый пленник" того же автора (1733). 2) Промежуточный эпизод между различными проведениями темы в фуге; называется также интерлюдией.

Цель интермедии - отделить акты спектакля и в то же время развлечь зрителя в антракте. Эта традиция в 17 веке была перенесена в оперу. Иногда сами интермедии представляли собой маленькие оперы-вставки в драме. В процессе развития жанра интермедии стали объединяться единой сюжетной линией; это привело к отделению интермедий от основного действия и превращению их в самостоятельный спектакль. Так, опера-буффа "Деспина и Нисо" Скарлатти служила интермедией в его же опере-сериа "Благородная любовь" (1714), классический образец оперы-буффа "Служанка-госпожа" Перголези (1733) вначале был  интермедией в его опере "Гордый пленник".

 

ИНТЕРМЕДИЯ.

Людмила Викентьевна Михеева. Музыкальный словарь в рассказах

   Случалось вам в театре или по телевизору познакомиться с оперой Чайковского «Пиковая дама»? Если да, то вы, верно, помните третью картину оперы Прием в богатом петербургском доме. Ждут самых знатных, самых высоких гостей. Среди приглашенных -- и главные герои оперы: графиня с внучкой Лизой, жених Лизы Елецкий, Герман, Развивается действие оперы, происходят какие-то события, непосредственно с ним связанные, и вдруг... «Хозяин просит дорогих гостей прослушать пастораль подтитлом «Искренность пастушки», - слышите вы. И начинается прелестная пастораль, своего рода спектакль в спектакле: очаровательная пастушка отвергает богача Златогора ради своего милого дружка, пастушка Миловзора. Пастораль изящная сценка в стиле XVIII века, персонажи которой воспринимаются как ожившие фарфоровые фигурки, останавливает основное действие оперы, на время отвлекает от него. Тем напряженнее оно развернется в следующих картинах.

Это и есть интермедия (латинское слово «intermedia» означает находящаяся посередине), то есть вставная пьеса, исполняемая во время перерыва в основном театральном представлении. Когда-то такие интермедии были широко распространены и в драматическом, и в оперном театре.

Из интермедий возник целый жанр -- комическая опера которая первоначально не ставилась самостоятельно, а звучала в антрактах между действиями серьезного спектакля, так называемой оперы-сериа.

Есть у слова интермедия еще одно значение. Так называется часть полифонической пьесы - фуги - между двумя соседними проведениями темы. Этому значению близок по смыслу другой термин: интерлюдия (по-латыни inter - между, ludus - игра), которым называют также музыкальный отрывок или небольшую пьесу, являющуюся своего рода связкой между двумя частями более крупного произведения.

Еще один родственный термин -- интермеццо, происходящий от итальянского intermezzo -- пауза, антракт. Так называется пьеса промежуточного значения, находящаяся в циклических - многочастных - произведениях между другими, более значительными. Ее роль - оттенять их по характеру и настроению. Иногда композиторы дают название интермеццо и самостоятельным пьесам, не очень значительным по содержанию.

 

 

 

 

Hosted by uCoz