Интервал

И

 нтервал - (от лат. intervallum—промежуток, расстояние) в музыке и акустике, соотношение двух звуков по высоте, т. е. частоте звуковых колебаний (см. Звук музыкальный). Нижний звук И. называется его основанием, а верхний — вершиной. Последовательно взятые звуки образуют мелодический И., одновременно взятые звуки — гармонический И. Каждый И. определяется объёмной, или количественной, величиной, т. е. числом составляющих его ступеней, и тоновой, или качественной, т. е. числом заполняющих его тонов и полутонов. К простым относятся И., образующиеся в пределах октавы, к составным — И. шире октавы. Названиями И. служат латинские порядковые числительные женского рода, указывающие на количество ступеней, обнимаемых каждым И.; тоновая величина интервалов обозначается словами: малая, большая, чистая, увеличенная, уменьшенная. Простыми И. являются: чистая прима (0 тонов), малая секунда (1/2 тона), большая секунда (1 тон), малая терция (11/2 тона), большая терция (2 тона), чистая кварта (21/2 тона), увеличенная кварта (3 тона), уменьшенная квинта (3 тона), чистая квинта (31/2 тона), малая секста (4 тона), большая секста (41/2 тона), малая септима (5 тонов), большая септима (51/2 тонов), чистая октава (6 тонов).

Составные И. возникают от прибавления к октаве простого И. и сохраняют свойства аналогичных им простых И.; это — нона, децима, ундецима, дуодецима, терцдецима, квартдецима, квинтдецима (две октавы); более широкие И. именуются: секунда через две октавы, терция через две октавы и т. д. Перечисленные И. называются также основными или диатоническими (см. Диатоника). Диатонические И. могут быть увеличены или уменьшены при помощи повышения или понижения на хроматический полутон основания или вершины И. При одновременной разнонаправленной альтерации на хроматический полутон обеих ступеней И. и при альтерации одной ступени на хроматический тон возникают дважды увеличенные или дважды уменьшенные И. Все измененные посредством альтерации И. называются хроматическими. И., различные по количеству заключённых в них ступеней, но одинаковые по тоновому составу (звучанию), считаются энгармонически равными, например фа — соль-диез (увеличенная секунда) и фа — ля-бемоль (малая терция).

Все гармонические И. разделяются на консонирующие и диссонирующие (см. Консонанс и Диссонанс). К консонирующим И. относятся чистая прима и октава (весьма совершенный консонанс), чистая кварта и квинта (совершенный консонанс), малая и большая терция и секста (несовершенный консонанс). К диссонирующим И. относятся малая и большая секунда, увеличенная кварта, уменьшенная квинта, малая и большая септима. Перемещение звуков И., при котором его основание становится верхним звуком, а вершина — нижним звуком, называется обращением; в результате возникает новый интервал. Все чистые И. обращаются в чистые же, малые в большие, большие в малые, увеличенные в уменьшенные и наоборот, дважды увеличенные в дважды уменьшенные и наоборот.

ИНТЕРВАЛ.

Людмила Викентьевна Михеева. Музыкальный словарь в рассказах

 Общепринятое значение слова интервал безусловно известно всем. Как указывает латинский «прародитель» слова -- intervallum -- это промежуток, расстояние. Мы часто встречаемся с ним в повседневной жизни. Например, на остановке автобуса написано: «Интервал в часы пик пять минут».

В музыке интервал -- тоже расстояние. Но не во времени, а в высоте звуков. Подойдите к роялю или пианино, которое наверное стоит у вас в школе, Доме пионеров или клубе. Нажмите клавишу.

Зазвучит какая-то нота. Повторите ее. В музыке это тоже считается интервалом -- самым маленьким из всех возможных. Называется он прима (по-латыни prima -- первая). Если нажать две расположенные рядом белые клавиши, получится следующий по величине интервал -- секунда (secunda -- вторая).

Посмотрите внимательно на клавиатуру: между белыми клавишами в определенном порядке расположились черные. Кое-где две белые находятся рядом, а кое-где черная отделяет две белые друг от друга. Если между нажатыми вами белыми клавишами черной не оказалось, то расстояние между звучащими нотами -- полтона. Эта секунда называется малой. Если же черная клавиша между ними есть, то расстояние между двумя звуками вдвое больше -- два полутона или целый тон. Эта секунда называется большой.

Если нажать клавиши через одну белую (тогда между ними окажутся еще и одна или две черных), то зазвучит красивый, благозвучный интервал терция (tertia -- третья). В зависимости от расстояния в полтора или два тона (теперь уже вы сами можете это подсчитать) терция получится малая или большая. Именно по терциям часто располагаются звуки в аккордах.

Следующие интервалы называются кварта (четвертая), квинта (пятая), секста (шестая), септима (седьмая), октава (восьмая). Октава -- очень важный интервал. Существует октавная периодичность звуков. Восьмой повторяет первый, но звучит октавой выше. Поэтому и названий звуков всего семь -- до, ре, ми, фа. соль. ля, си,.. а дальше снова до, ре...

Нижний звук каждом интервале называется основанием, верхний -- вершиной. Как вы уже заметили, интервалы отличаются один от другого не только своей шириной (она определяется названием), но и качеством (то есть, какой он). Некоторые интервалы бывают большие или малые, другие -- чистые, уменьшенные и увеличенные. Впрочем, увеличенными могут быть все интервалы без исключения, а уменьшенными все, кроме примы, которой уменьшаться некуда.

Существуют интервалы и больше октавы. Они называются составными: это, например, нона (секунда через октаву), децима (терция через октаву) и др.

Звуки, составляющие интервал, могут быть взяты последовательно, один за другим. Тогда получается мелодический интервал. Если же извлечь оба звука одновременно, получится гармонический интервал.

Hosted by uCoz