Каприччо

К

 априччо - (множественное число — каприччи) (итал. capriccio, буквально — каприз, прихоть), каприс (франц. caprice), блестящая виртуозная инструментальная пьеса свободной формы, нередко с причудливой сменой эпизодов, настроений. Первоначально К. были вокальными пьесами типа мадригала, на рубеже 16—17 вв. появились инструментальные К. полифонического склада, близкие к ричеркару, канцоне, фантазии, токкате. Сольные К. 18 в. — как бы импровизируемые каденции, позволяющие исполнителю продемонстрировать богатство его фантазии. Позднее скрипичные К. приближаются к этюду (24 каприччо Н. Паганини для скрипки соло, известные и в обработках Ф. Листа и Р. Шумана для фортепиано), клавирные и фортепьянные — к характерной пьесе. В 19 в. создавались оркестровые К. — обычно с ярко выраженной национальной окраской музыки («Итальянское каприччо» Чайковского, «Испанское каприччо» Римского-Корсакова и др.).

КАПРИЧЧИО.

Людмила Викентьевна Михеева. Музыкальный словарь в рассказах

 Итальянское слово «capriccio» означает каприз, прихоть. В музыке оно или его производные встречаются довольно часто: так называют пьесы, свободные по построению, капризного, изменчивого характера. Таково, например, Итальянское каприччио Чайковского, написанное под впечатлением его поездки в Италию. В этом оркестровом каприччио использованы разнообразные народные напевы и ритмы, благодаря которым создается красочная картина веселого итальянского карнавала.

Иногда употребляют не итальянскую, а французскую форму этого термина - каприс (caprice). Широко известны скрипичные каприсы Паганини - виртуозные, причудливые пьесы. Могли вы слышать и Вальс-каприс Рубинштейна, написанный для фортепиано, но звучащий часто в оркестровом варианте.

Hosted by uCoz