Консерватория

К

 онсерватория - Консерватория (итал. conservatorio, первоначальное значение — приют, от лат. conservo — сохраняю), высшее музыкальное учебное заведение, готовящее специалистов в области музыкального искусства — исполнителей (инструменталистов, вокалистов, дирижёров), композиторов, музыковедов.

В 16 в. К. называют приюты для сирот и беспризорных, где детей обучали ремёслам (первый — в Неаполе в 1537). В 17 в. в приютах было введено преподавание музыки. В 18 в. итальянская К. уже играли большую роль в подготовке музыкантов-исполнителей и композиторов; в них обучались музыканты и из других стран Европы. В период становления и развития буржуазного строя в странах Западной Европы в связи с увеличивающейся потребностью в подготовке профессионалов-музыкантов возникла необходимость создания специальных музыкальных высших учебных заведений. Первым учреждением такого типа явился Национальный музыкальный институт в Париже (1793), на основе которого в 1795 была организована Консерватория музыки и декламации.

В 1-й половине 19 в. К. были организованы в Болонье (1804), Милане (1807), Неаполе (1808), Флоренции и Праге (1811), Варшаве и Вене (1821), Лондоне (1822), Гааге (1826), Льеже (1827), Генуе (1829), Мадриде (1830), Брюсселе (1832), Женеве (1835), Будапеште (1840), Лейпциге (1843), Лукке (1842), Мюнхене (1846), Берлине и Кельне (1850). Во 2-й половине 19 в. сеть К. значительно увеличилась. Открылись новые К. в странах Европы и в Америке: в Рио-де-Жанейро (1847), Бостоне (1853), Бухаресте (1864). Балтиморе и Чикаго (1868), Генте (1871), Гаване (1885), Буэнос-Айресе (1893) и др. В начале 20 в. открыты К. в Ла-Пасе (Боливия. 1903), Софии (1921), Филадельфии (Муз. институт Кёртис, 1924), Нью-Йорке (Джульярдская музыкальная школа, 1926), в Шанхае (1927). В 40-е гг. высшие музыкальные заведения созданы в ряде стран Азии и Африки — в Ираке, Ливане, Кении и др.

Многие зарубежные музыкальные учебные заведения типа К. именуются академиями, высшими музыкальными школами, музыкальными институтами, колледжами, лицеями, и др. В некоторых странах К.— средние учебные заведения (например, в Чехословакии); во многих К. имеются отделения для детей. В большинстве стран К. готовят только исполнителей и композиторов; музыковеды обучаются на музыкальных факультетах университетов. Срок обучения в К. от 3 до 5 лет.

Первые русские К. были организованы в Петербурге (1862) и Москве (1866). В 1883 открылось Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества (с 1886 на правах К.), в 1912 — К. в Саратове, в 1913 — в Киеве и Одессе. За годы Советской власти К. созданы в большинстве союзных республик. Советская К. — государственные музыкальные вузы, работающие на базе среднего общего и музыкального образования. В 1972 в СССР было 19 К.: Азербайджанская им. Узеира Гаджибекова (основана в 1921 в Баку), Астраханская (1969), Белорусская им. А. В. Луначарского (1932, Минск), Горьковская им. М. И. Глинки (1946), Ереванская им. Комитаса (1923), Казанская (1945), Киевская им. П. И. Чайковского (1913), Латвийская им. Я. Витола (1919, Рига), Ленинградская им. Н. А. Римского-Корсакова (1862), Литовская (1945, Вильнюс), Львовская им. Н. В. Лысенко (1939), Московская им. П. И. Чайковского (1866), Новосибирская им. М. И. Глинки (1956). Одесская им. А. В. Неждановой (1913), Саратовская им. Л. В. Собинова (1912), Таллинская (1919), Ташкентская (1934), Тбилисская им. В. Сараджишвили (1917), Уральская им. М. П. Мусоргского (1934, Свердловск).

В состав К. входят факультеты: теоретико-композиторский, вокальный, фортепьянный, оркестровый, народных инструментов. В некоторых К. имеются дирижёрские факультеты. Во всех К., кроме Московской, имеются заочные отделения по всем специальностям, исключая сольное пение. При большинстве К. организованы вечерние отделения, двухгодичные вокальные подготовительные отделения, а также средне специальные музыкальные школы с интернатами для особо одарённых детей.

Советские К. готовят не только исполнителей и композиторов, но, и музыковедов — историков и теоретиков музыкального искусства. Курс обучения рассчитан на 5 лет и предусматривает всестороннюю теоретическую и практическую подготовку музыканта к профессиональной деятельности. Большое место в учебных планах К. уделено исполнительской и педагогической практике студентов. Кроме специальных дисциплин, в учебных планах предусмотрен цикл общественно-политических наук, курс истории изобразительного искусства, занятия по иностранным языкам. В крупных К. организована аспирантура для подготовки научных работников в области теории и истории музыки, и ассистентура-стажировка для творческих работников (композиторов и исполнителей) и педагогов для высших учебных заведений.

КОНСЕРВАТОРИЯ.

Людмила Викентьевна Михеева. Музыкальный словарь в рассказах

 В 1537 году в Неаполе открылся приют для сирот и беспризорных. В нем детей кормили, одевали и обучали различным ремеслам, а также пению: многочисленным храмам Италии требовалось множество певчих для церковных хоров.

Это заведение, которое на русском языке принято называть приютом, по-итальянски определялось словом conservatorio от латинского слова conservare - охранять, сохранять.

На протяжении XVI и XVII веков в Италии было открыто много таких приютов. Постепенно преподавание музыки стало занимать в них основное место, и название консерватория, потеряв свой первоначальный смысл, стало означать музыкальное учебное заведение.

В нашей стране первая консерватория открылась в 1862 году в Петербурге. Ее основателем был Антон Григорьевич Рубинштейн - прекрасный композитор и пианист, выдающийся неутомимый пропагандист музыкальной культуры, музыкальных знаний.

Одним из первых учеников Петербургской консерватории стал Петр Ильич Чайковский. По окончании ее он был приглашен в качестве профессора в основанную в 1866 году Московскую консерваторию. Оба этих старейших музыкальных учебных заведения дали России много превосходных музыкантов различных специальностей.

До Великой Октябрьской социалистической революции в консерватории принимали учеников разного возраста. Рядом с бородатыми молодыми людьми можно было встретить мальчиков в коротких штанишках, девочек с косичками. Например, на одном курсе

уже в начале XX века учились гениально одаренный мальчик Сережа Прокофьев и успевший получить специальность военного инженера Николай Яковлевич Мясковский, впоследствии один из крупнейших советских композиторов-симфонистов.

Для поступления в консерваторию тогда требовалось наличие музыкальной одаренности и, разумеется, определенный уровень профессиональной подготовки. Взрослые ученики (студентами их тогда не называли) часто совмещали музыкальные занятия с обучением в университете или службой. Для младших существовали так называемые научные классы, в которых ученики получали общее образование, примерно такое же, какое давала гимназия.

Это положение сохранялось и некоторое время после революции. Так, Дмитрий Дмитриевич Шостакович поступил в консерваторию в 1919 году, когда ему было всего тринадцать лет. Однако уже в середине 20-х годов система обучения в консерваториях изменилась. С тех пор и поныне консерватория - высшее музыкальное учебное заведение, куда принимают лишь тех, кто имеет среднее образование.

Выпускают консерватории музыкантов-инструменталистов, певцов, дирижеров, а также композиторов и музыковедов. Срок обучения на любом из факультетов - пять лет. Наиболее одаренные студенты, имеющие склонность к научно-творческой деятельности, остаются в аспирантуре, которая имеется при нескольких крупнейших консерваториях Советского Союза. А всего их в нашей стране - более двадцати пяти.

Hosted by uCoz