Альт Вы, наверное, знаете, что альтом называется низкий голос девочки или мальчика. Самый низкий женский голос - контральто - раньше тоже назывался альтом. А потом это название перешло к одному из струнных инструментов. Почему же? Да потому, что диапазон его почти совпадает с диапазоном голоса, и тембр похож на контральто - мягкий, грудной, выразительный. Альт - не очень подвижной инструмент. Виртуозные пассажи, бравурные эпизоды - не для него, зато удивительно хорошо передает он мечтательность, лирическое размышление, меланхолическое настроение, скорбь... "Я задумал написать для оркестра ряд сцен, в которых альт соло звучал бы как более или менее активный персонаж, сохраняющий повсюду присущий ему характер; я хотел уподобить альт меланхолическому мечтателю в духе Чайльд Гарольда Байрона..." Так писал Берлиоз в своих мемуарах, вспоминая о возникновении замысла программной симфонии "Гарольд в Италии". Очень выразительно использовал характер звучания альтов Д. Д. Шостакович в своей Одиннадцатой симфонии "1905 год". После изображения страшной картины "Кровавого воскресенья" (так называется вторая часть симфонии) третья часть - "Вечная память" - открывается мелодией траурной революционной песни "Вы жертвою пали", которую медленно и скорбно "запевают" альты. Сейчас альт получает все большее распространение в качестве концертного инструмента. Музыку для него пишут многие композиторы. Среди известных исполнителей-альтистов - Ю. Башмет, Р. Баршай, Ю. Крамаров, чешский альтист Л. Черны, шотландец У. Примрод. Прекрасно играл на этом инструменте немецкий композитор П. Хиндемит, написавший для альта немало произведений.