Арфа Много веков насчитывает история арфы - одного из древнейших музыкальных инструментов. Появилась она еще на заре человеческой цивилизации и стала прародительницей всех струнных инструментов. Было это, возможно, так: однажды, натягивая тетиву лука, какой-то охотник заметил, что она издает нежный мелодичный звук. Он проверил свое впечатление, и звук понравился еще больше. Тогда он решил натянуть рядом еще одну тетиву - и получилось уже два музыкальных звука различной высоты; стало возможным сыграть простенькую мелодию... Это было великое открытие: возник первый струнный щипковый инструмент. Шли годы, десятилетия, века. К прежним струнам прибавлялись все новые и новые, но музыкальный инструмент продолжал иметь форму лука. Его держали в руках и играли, перебирая пальцами струны. Арфу любили в древнем Египте, в Финикии и Ассирии, в древней Греции и Риме. В средние века арфа стала аристократическим инструментом. На арфе играет лишь тот, кто свободен и знатен. Она никогда не звучит под рукою раба... так говорили средневековые поэты. Позднее арфа проникла во все слои общества, но в XIX веке чаще всего ее можно было встретить в аристократических салонах, в дворянских гостиных. Арфу богато украшали, играли на ней, как правило, женщины. "Волшебным инструментом" называли ее поэты, восхищаясь нежными, переливающимися звуками. Считали, что благовоспитанная девица из порядочного общества должна уметь играть на ней. Л. Толстой в "Войне и мире" рассказывает, как играла на арфе Наташа Ростова... Сейчас арфа существует и как солирующий инструмент и как один из инструментов оркестра. Конечно, она очень сильно отличается от своих средневековых предков. У нее 45-47 струн, натянутых на треугольную раму. При помощи семи педалей, укорачивающих, когда это необходимо, те или иные струны, на арфе можно извлечь все звуки от ре-бемоль контроктавы до фа-диез четвертой октавы. Арфа звучит очень поэтично. Композиторы используют ее, когда нужно создать фантастические образы, картины спокойной мирной природы, имитировать звучание народных струнных инструментов. Много произведений написано для арфы как концертинструмента. Очень часто арфа солирует в балетах. Она звучит в "Вальсе цветов" из "Щелкунчика", в сцене из "Лебединого озера" и адажио из "Спящей красавицы" Чайковского. Специально для арфы написана вариация в "Раймонде" Глазунова.