Барабан Очень древний и очень распространенный инструмент. Его предок - простая каменная или деревянная колотушка. Потом стали натягивать звериную кожу на обруч или какой-нибудь полый сосуд и ударять по ней. Если вам случалось видеть африканские или восточные пляски, то вы, наверное, помните, что в них барабан - одно из "главных действующих лиц" - он сопровождает пляску прихотливым, капризно изменяющимся ритмом. В некоторых африканских странах и сейчас барабан используют в качестве "телефона": барабанная дробь далеко разносится в чистом воздухе, передавая условленным языком важные сведения, предупреждая об опасности. Были когда-то у барабана и трагические функции: под его мерную дробь вешали декабристов, прогоняли солдат сквозь строй: Под дробь барабана войска поднимались в атаку. Под звуки горна и барабана строем идут пионеры на парад, выступают в поход... Две разновидности барабана - большой барабан и малый барабан уже давно являются полноправными членами духового и симфонического оркестров. Они входят в группу ударных инструментов. Звук барабана не имеет определенной высоты, поэтому его записывают не на нотном стане, а на так называемой "нитке" - одной линейке, на которой отмечен только ритм. Большой барабан звучит мощно. Он напоминает то о раскатах грома, то об отдаленных пушечных выстрелах. В оперном и симфоническом оркестрах его и используют иногда в изобразительных целях. Так, например, Бетховен в Шестой, "Пасторальной" симфонии, с его помощью передал звук грома. У малого барабана звук сухой и отчетливый Его дробь очень хорошо подчеркивает ритм музыки, иногда оживляет ее, а иногда и вносит тревогу. Малый барабан может даже стать солистом оркестра: в Болеро Равеля он не умолкает на протяжении всего произведения, четко отбивая ритм испанского танца. Шостакович ввел в первую часть своей Седьмой симфонии целых три малых барабана: они однообразно и зловеще звучат в эпизоде фашистского нашествия, а в Одиннадцатой симфонии дробь малого барабана изображает картину расстрела 9-го января 1905 года.