Фагот Композитор Прокофьев написал для детей музыкальную сказку "Петя и волк". Всех персонажей этой сказки изображают различные музыкальные инструменты: кларнет, гобой, струнные... Прокофьев подбирал для характеристики каждого тембр, который ярче всего рисует того или иного участника сказки: Утку, Птичку, Кошку, пионера Петю... Роль Дедушки "исполняет" фагот. Он очень подходит для нее. У дедушки, наверное, должен быть низкий ворчливый голос (пожилые люди любят поворчать на своих внуков!), может быть, немножко хриплый. Фагот возник в начале XVI века, а с середины XVII века стал постоянным участником оркестров и духовых ансамблей. В современном виде он существует с начала XIX века. Фагот - самый низкий из деревянных духовых инструментов (из основных инструментов группы. Ниже его так называемый видовой инструмент - контрафагот, ближайший родственник фагота). Трубка, в которой заключен воздух (см. Деревянные духовые инструменты), очень длинная, и потому играть на ней, как на флейте или кларнете, было бы невозможно. Выход нашелся неожиданный: трубку "сложили пополам". Тембр - густой и грубоватый в нижнем регистре. Очень быстрые, технически сложные пассажи на нем играть трудно. Но все же фагот достаточно подвижен. Нередко быстрое движение мелодии, исполняемой на нем, производит впечатление комическое. Юмористический характер звучания у фагота отрывистых нот - стаккато - чудесно использовал Глинка для характеристики трусливого поклонника Людмилы - Фарлафа в опере "Руслан и Людмила": в сцене встречи Фарлафа с колдуньей Наиной чередующееся стаккато двух фаготов передает его трусливую дрожь. Но иногда фагот звучит трагически. Так, на фоне контрабасов, скорбную сосредоточенную мелодию играет фагот соло в начале Шестой симфонии Чайковского. И в симфониях Шостаковича фагот драматичен, патетичен, а иногда - весел или задумчив... Контрафагот очень похож на фагот по тембру. Звук его полный, немного хриплый. Диапазон по сравнению с фаготом сдвинут на октаву вниз. Применяется он, как правило, для усиления басовой партии оркестра.