Гобой Один из деревянных духовых инструментов, гобой, вернее его предок, появился в глубокой древности. Еще в Индии в XII-VII веках до новой эры был духовой инструмент оту. Его среднеазиатская "родственница" зурна, которую считают непосредственной предшественницей гобоя, и сейчас широко распространена в Средней Азии и на Кавказе. В середине XVII века гобой вошел в оперный оркестр. Как и у многих других деревянных инструментов, тембр его в разных регистрах неодинаков. Нижние звуки довольно грубы и резки; средние - насыщенные, с немного гнусавым оттенком, высокие - пронзительные. Средний и высокий регистры гобоя композиторы используют наиболее часто. На гобое труднее, чем на флейте, играть подвижные, технически сложные музыкальные эпизоды. Но протяжные мелодии звучат на нем ярко и выразительно. Очень хорошо передает гобой мечтательное, задумчивое настроение, помогает "рисовать" картины сельской природы. Вспомните: в сцене письма Татьяны в опере Чайковского "Евгений Онегин", на словах "Проснулось все, и солнышко встает. Пастух играет..." звучит наигрыш гобоя, подражающего звучанию пастушьего рожка. Гобою поручено начало второй части Четвертой симфонии Чайковского - задумчивый, грустный напев; два гобоя играют мелодию Танца маленьких лебедей из "Лебединого озера". Самый близкий родственник гобоя в симфоническом оркестре английский рожок, появившийся в первой половине XVIII века. Иначе его называют альтовым гобоем. Английский рожок больше гобоя и звучит на квинту ниже. Звук его более меланхоличный, "лениво-мечтательный", по определению Н. А. Римского-Корсакова. Английский рожок "умеет" подражать восточным инструментам, поэтому Бородин написал для него одну из тем симфонической картины "В Средней Азии". Но вместе с тем ему поручают такие напевные мелодии как во вступлении к ариозо Лизы "Откуда эти слезы" из "Пиковой дамы" Чайковского. А в "Фантастической симфонии" Берлиоза и увертюре к опере Россини "Вильгельм Телль" английский рожок имитирует звучание рожка горных пастухов. В симфоническом оркестре обычно бывают два гобоя и один английский рожок (в тех случаях, когда он включен в партитуру).