Фортепиано Зайдите в нотный магазин. На витрине, на полках лежат ноты: сборники фортепианных пьес и этюдов, сочинения для голоса или какого-нибудь инструмента с фортепиано, фортепианные переложения оркестровых произведений... А скажите, задумывались ли вы когда-нибудь, что это, собственно, за инструмент - фортепиано, и почему оно занимает такое важное место в музыке? Конечно, вы знакомы с роялем. Его можно увидеть в концертных залах, во Дворце пионеров, в музыкальной школе. Он, большой и важный, стоит на почетном месте - на эстраде, а иногда, в торжественных случаях, у него поднимают крышку, и рояль становится похожим на огромную диковинную птицу, взмахнувшую крылом. Пианино вы, наверное, видели - в школе или клубе, а возможно, оно есть у вас или ваших знакомых. Пианино гораздо скромнее своего "знатного" родственника, занимает меньше места, да и звуку него слабее, чем у рояля. И на пианино и на рояле играют совершенно одинаково, притом одни и те же пьесы, на нотах которых написано: фортепианные. В чем же тут дело? Почему такое странное название? Чтобы ответить на все заданные вопросы попробуем отправиться в путешествие в далекое прошлое. Очень-очень давно, в древней Греции, еще во времена Пифагора, о котором каждый школьник знает по знаменитой теореме, существовал музыкальный инструмент, который называли монохордом (monos - по-гречески - один, chorde - струна). Это был длинный и узкий деревянный ящик с натянутой сверху струной. От ящика, сделанного из специального дерева, зависели тембр и громкость звука. Струна плотно прикреплялась к ящику неподвижными подставками, а кроме них была еще одна - подвижная. Она передвигалась по струне, то укорачивая ее звучащую часть, то снова удлиняя и тем изменяя высоту звука. Постепенно к одной струне стали прибавляться другие. Играли на них, защипывая струны пальцами или особыми пластинками - плектрами (медиаторами), а иногда - ударяя по струнам палочками или молоточками. Шли века, инструмент продолжал совершенствоваться. Ящичек стал прямоугольным, а на одной из его сторон разместилась клавиатура, то есть ряд клавиш (от латинского clavis - ключ). Теперь играющий нажимал на клавиши, а они приводили в движение так называемые тангенты - металлические пластинки. Тангенты касались струн, и те начинали звучать. Этот инструмент стал называться клавикордом (от латинского clavis и греческого chorde). Его должны были ставить на стол и играть стоя. Конечно, никто не считал этот инструмент пределом совершенства. Он возник, как считают ученые, в XII веке, и на протяжении целых пяти веков мастера разных стран старались его улучшить. Чтобы звук стал сильнее, решили на каждую клавишу ставить не одну, а несколько струн, увеличили размер ящика. Со временем у клавикорда стали делать несколько клавиатур. Они помещались одна над другой в виде лесенки. Каждой клавиатуре соответствовал определенный регистр инструмента. Звук клавикорда был очень нежным и певучим. Исполнитель по своему желанию мог играть громче или тише. Слегка покачивая клавишу, он тем самым раскачивал струну, вызывая своеобразное трепетание звука. Современники писали о клавикорде: "Он более пригоден для домашней и нежной музыки, нежели для эстрады или больших помещений". Он служит "...утешением в страданиях и другом, участвующим в веселии". Но был у клавикорда и существенный недостаток: несмотря на все усовершенствования, большой громкости так и не удалось добиться. Конечно, "утешал в страданиях" клавикорд только очень богатых людей. Ведь он был предметом роскоши, украшением гостиных и салонов. Поэтому клавикорды делали нарядными, красиво изукрашенными перламутром, черепахой, драгоценными породами дерева. В конце XVII века во Франции нижние клавиши (те, что в современных роялях делаются белыми) стали вытачивать из черного дерева, а верхние - обкладывать слоновой костью. Говорят, это делалось для того, чтобы на темном фоне лучше выделялись изящные белые руки знатных дам - клавикордисток. Однако играть на такой клавиатуре было не очень удобно: темные клавиши сливались, границы между ними оказывались незаметными. И в XVIII веке расположение Цветов на клавиатуре изменилось. Оно стало таким, какое мы знаем теперь. Клавикорд был не единственным клавишным инструментом. Одновременно с ним возник и развивался другой, похожий на него и в разных странах называющийся по- разному: клавицимбал, чембало, вирджинал, клавесин. Последнее название, самое распространенное, в конце концов стало общим, собирательным для всех разновидностей этого инструмента. В отличие от клавикорда, струны клавесина были разной длины и это определило характерную форму, которая потом перешла к роялю. Вначале это тоже был ящик, который ставили на стол. Позднее же инструмент встал на собственные ножки - изящные, точеные. Звук на клавесине извлекался не ударом, а щипком: клавиша приводила в движение упругие язычки (чаще всего их делали из птичьих перышек), которые зацепляли струну. Он был сильнее, чем у клавикорда, но не так выразителен и красив. Исполнитель не мог влиять на его качество, как при игре на клавикорде. С какой бы силой ни ударяли по клавишам - делали это резко или мягко - ничего не изменялось. Чтобы как-то разнообразить звучание, мастера придумывали различные приспособления. Так, делались инструменты с несколькими клавиатурами, отличающимися друг от друга степенью громкости звука. Наконец, появилась педаль - рычаг, который нужно нажимать ногой. При ее помощи можно было получить внезапное ослабление звука. Клавесин был не только домашним инструментом. Он включался в различные ансамбли, даже в оркестр, где на нем исполняли партию сопровождения: за клавесином сидел дирижер, левой рукой он играл аккорды, а правой - руководил оркестром. Значительной была роль клавесина и как сольного инструмента. Пьесы для него писали многие композиторы XVII-XVIII веков: итальянцы, французы, немцы, англичане. В истории музыки их называют клавесинистами. Наиболее известны французские клавесинисты - Куперен, Дакея, Рамо. Они писали танцы для клавесина, такие, как менуэт, гавот, ригодон, создавали своеобразные музыкальные портреты и картинки: "Жнецы", "Вязальщицы", " Флорентинка", "Цыганка", "Бабочки" и даже... "Курица". Эти изящные, небольшие пьесы были вполне в духе того времени, когда носили пудреные парики, одежду со множеством бантов и кружев. К этому "галантному стилю" очень подходил тембр клавесина, напоминающий звук струнных щипковых инструментов, но более полный и богатый. Все музыкальные инструменты непрерывно совершенствовались. Продолжали поиски и клавирные мастера. И вот в 1711 г. в итальянском городе Падуе клавесинный мастер Бартоломео Кристофори изобрел новый инструмент. Звук в нем извлекался деревянными молоточками с обитыми упругим материалом головками. Теперь исполнитель мог играть тише или громче - piano ила forte. Отсюда и пошло название инструмента - пианофорте, а позднее - фортепиано, которое сохранилось до сих пор и является объединяющим для струнных клавишных инструментов. Первые фортепиано по звучанию были очень мало похожи на те великолепные инструменты, которые сейчас можно увидеть в наших концертных залах. Механизм, служащий для удара по струнам, был в них еще весьма несовершенным, и в начале фортепиано не могло успешно соревноваться с признанным в то время королем инструментов - клавесином. На протяжении почти всего XVIII века композиторы продолжали писать музыку для старшего брата - фортепиано. А тем временем новый инструмент улучшался. Усложнялось его устройство, изменялось расположение струн. У фортепиано молоточек при нажатии клавиши ударяет сразу по трем струнам одинаковой длины и толщины. И вот со временем появилась педаль (сейчас ее называют-левая педаль), которая сдвигает молоточки в сторону так, что они ударяют не по всем трем струнам, а по двум или по одной, в зависимости от желания исполнителя. Это меняет тембр - окраску звука и его силу. Когда пианист нажимает клавишу, молоточек ударяет по струнам. От них отскакивает войлочная подушечка - глушитель (демпфер). Струны от удара дрожат- вибрируют - и возникает звук. Если бы глушитель не отходил от струн, то звук был бы глухим и коротким. А если бы глушителя не было вовсе, струны колебались бы гораздо дольше, чем нужно, и вместо музыки слышался бы сплошной гул. Так что глушитель - очень важная деталь инструмента. Отпустим клавишу - звук прекратится. Но не потому, что на место вернулся молоточек (он еще раньше отскочил от струны, чтобы не мешать ей). Теперь на место вернулся глушитель. Он плотно прижался к струне и заглушил звук. Еще одна, правая педаль, появившаяся у фортепиано, стала отводить глушители от струн. Нажав ее, можно отпустить клавиши, так как педаль не позволит глушителям вернуться на место, и звук будет тянуться очень долго, пока не угаснет. Правая педаль позволила ввести в фортепианную музыку новые краски, новые интересные эффекты. На протяжении XIX века сложились два основных вида фортепиано: горизонтальный - рояль с корпусом в форме крыла и вертикальный - пианино (по- итальянски - маленькое пиано). Рояль стал концертным инструментом. Он используется там, где нужна мощная, полная звучность. Пианино мы встречаем в тех местах, где нельзя поставить большой и громоздкий рояль, где нужна меньшая сила звука. Очень многие композиторы и в XIX и в XX веках писали и пишут для фортепиано. Их привлекают его огромные, поистине безграничные возможности. Его диапазон включает в себя диапазоны почти всех остальных музыкальных инструментов. Сила звука может быть самой различной, от легчайшего пианиссимо до мощного фортиссимо. На фортепиано возможно исполнение певучих мелодий, многозвучных аккордов, виртуозных пассажей. Инструмент может звучать нежно, как флейта и мощно, как целый оркестр. Для фортепиано писали Бетховен, Шуберт, Шуман и Мендельсон, Шопен и Григ, Чайковский и Мусоргский, Рахманинов и Скрябин. Очень большую роль в раскрытии возможностей этого инструмента сыграл Лист, который не только писал фортепианные пьесы, но и перекладывал для рояля различные произведения, написанные для симфонического оркестра, вплоть до симфоний Бетховена. Он хотел доказать, что рояль не уступает целому оркестру. "Душой фортепиано" называли великого польского композитора Шопена. Почти все свои произведения он создавал только для рояля. Много музыки для фортепиано написано известными композиторами - Прокофьевым, Шостаковичем, Хачатуряном, а специально для детей - Гедике, Кабалевским, Майкапаром и многими другими. Весь мир знает имена прославленных пианистов - от Листа и Шопена, которые были не только композиторами, но и выдающимися исполнителями, от братьев Антона и Николая Рубинштейнов до наших современников - Святослава Рихтера, Эмиля Гилельса, Артура Рубинштейна, Бенедетто Микельанджели, Глена Гульда, Вана Клиберна, Джона Огдона.