Струнные инструменты "Пан - по верованиям древних греков - бог лесов и рощ, покровитель стад и пастухов - гордился своей игрой на свирели. Однажды вызвал он самого Аполлона ( бога искусства и света) на состязание. Это было на склонах горы Тмола. Судьей был бог этой горы. В пурпурном плаще, с золотой кифарой в руках и в лавровом венке явился Аполлон на состязание. Пан первый начал состязание. Раздались простые звуки его пастушеской свирели, нежно неслись они по склонам Тмола. Кончил Пан. Когда замерли отзвуки его свирели, Аполлон ударил по золотым струнам своей кифары. Полились величественные звуки божественной музыки. Все стоявшие кругом, как зачарованные, слушали музыку Аполлона. Торжественно гремели золотые струны кифары, вся природа погрузилась в глубокое молчание, и среди тишины широкой волной лилась мелодия, полная дивной красоты. Кончил Аполлон; замерли последние звуки его кифары. Бог горы Тмола присудил Аполлону победу. Все славили великого бога-кифареда... А опечаленный Пан, побежденный Аполлоном, удалился глубже в чащу лесов..." Так рассказывает древнегреческий миф. Кифара - один из предков современных струнных инструментов, возникла очень давно из охотничьего лука. Натягивая тетиву, какой-то охотник на заре человечества услышал приятный медленно угасавший звук. Так родился первый струнный щипковый инструмент. Постепенно к одной тетиве-струне стали прибавляться другие. Они делались разной длины и толщины, натягивались с разной силой, а в зависимости от этого и звучали по-разному: одни выше, другие ниже. Потом люди заметили, что если струны натянуть на полый ящик, звук получится красивее. Этот ящик делали различной формы и величины, да и струны прикреплялись к нему неодинаково. Возникли разные инструменты - каждый со своим особенным тембром: лютня, теорба, гитара, монохорд, мандолина, гусли, цимбалы... Способ игры на них тоже был различный. На некоторых играли пальцами (гитара) или специальной пластинкой-плектром, которым задевали за струну (балалайка, мандолина), на других с помощью молоточка или палочки, которыми ударяли по струнам. Этот способ игры сохранился на цимбалах и... фортепиано. Но вот люди задумались: ведь щипок или удар извлекает короткий звук. А как сделать, чтобы он тянулся? И появился смычок - палочка с натянутым на нее пучком конского волоса, которым вели по струне, и она звучала долго, все время, пока смычок касался ее. Так появилась еще одна группа струнных инструментов - смычковые. К XV веку возникло целое "семейство" смычковых инструментов - виол. Их делали большими и маленькими и играли на них с помощью смычка. Звук у виол был нежный матовый, но слабый и тусклого тембра. А в начале XVI века в северной Италии родилась Струнные инструменты. Ее родина - города Венеция и Брешия. Новый инструмент обладал и более сильным, насыщенным звуком, и большими виртуозными возможностями. Вскоре Струнные инструменты вытеснила своих предшественниц. Уже в конце XVI века появились великолепные скрипки так называемой кремонской школы. Скрипичные мастера семейств Амати, Гварнери и Страдивари, жившие в итальянском городе Кремоне, славились своими инструментами. Современные смычковые - Струнные инструменты и появившиеся вслед за нею альт, виолончель и контрабас - очень похожи друг на друга и отличаются, в основном, размерами. Держат их во время игры по-разному: скрипку и альт - горизонтально, положив на плечо и придерживая подбородком, виолончель и контрабас - вертикально, упирая в пол остроконечной металлической подставкой. По тембру все струнные смычковые очень похожи друг на друга, хотя и не одинаковы. Высота же звуков зависит от величины корпуса и длины натянутых на него струн, и вот тут-то смычковые очень отличаются друг от друга: самая низкая нота у великана-контрабаса - ми контроктавы - больше чем на две октавы ниже самой низкой ноты скрипки (соль малой октавы). Струнные смычковые играют главную роль в оркестре. Это самая многочисленная, самая важная группа инструментов. А струнные щипковые выступают как сольные, по большей части любительские инструменты. Некоторые из них входят в состав оркестра русских народных инструментов (домры, балалайки, гусли). В отдельных случаях, когда этого требует художественный замысел, композиторы вводят их и в симфонический оркестр.