Тромбон В 1840 году французский композитор Гектор Берлиоз написал симфонию, которую назвал "Траурно-триумфальной". Он посвятил ее памяти жертв революции 18 30 года. Вторая часть симфонии - своеобразная музыкальная надгробная речь. Композитор поручил ее тромбону. Почему же именно тромбон выбрал Берлиоз для скорбного и торжественного патетического монолога? Возник тромбон в XV веке из трубы: ее сильно удлинили, сделали выдвигающуюся кулису. В зависимости от положения кулисы - более или менее вдвинутой - изменяется общая длина инструмента, длина колеблющегося внутри трубки столба воздуха, а значит и высота звука. Тромбон занимает в группе медных духовых инструментов одно из почетных мест. У него очень сильный "голос", легко пронизывающий звучание всего оркестра. А когда несколько тромбонов играют вместе, это придает музыке торжественность и блеск. Тембр тромбона в среднем и высоком регистрах светлый, мужественный, а на низких нотах - мрачный, даже зловещий. Очень хорошо удаются тромбону героические, трагические места. Он может звучать как ораторская речь, полная пафоса. Этим и воспользовался Берлиоз в Траурно-триумфальной симфонии. Нередко поручал тромбонам выразительные патетические монологи в своих симфониях австрийский композитор Густав Малер. Но все же чаще три тромбона и труба, объединенные в одну группу, играют аккорды, выполняя роль аккомпанемента.