Валторна Немецкое Waldhorn - лесной рог. Таков перевод названия этого инструмента. Предком валторны был охотничий рог, в который трубили, когда нужно было подать сигнал во время охоты или какого-нибудь торжественного события, объявить сбор войска. Для того чтобы звук был слышен на далеком расстоянии, рог стали удлинять, а чтобы играть было удобнее, его стали "скручивать". К одному витку прибавился второй, третий: Так возникла валторна. В 1664 году французский композитор Люлли впервые ввел валторну в оперный оркестр, а затем она вошла и в симфонический. Валторна относится к группе медных духовых инструментов и играет в оркестре очень важную роль. Звук ее певучий, мягкий, сочный. Валторна может очень хорошо передать и грустное и торжественное настроение, но иногда она звучит и насмешливо, язвительно... Валторна - оркестровый инструмент, хотя для нее существует и специальная, сольная литература. В оркестровых произведениях валторнам иногда поручают ответственные сольные эпизоды. Вспомните хотя бы певучую проникновенную мелодию, которая звучит в начале второй части Пятой симфонии Чайковского. Ее исполняет солирующая валторна. Валторны открывают и симфонию До-мажор Шуберта. А в симфонии "Манфред" Чайковский доверил четырем валторнам, играющим ffff, проведение основной музыкальной темы, характеризующей героя симфонии. Однако чаще всего валторны (их в оркестре обычно четыре) исполняют в оркестровых произведениях аккомпанирующие партии.