рия - (итал. aria), законченный по построению эпизод в
опере, оратории или кантате, исполняемый певцом с оркестром. В
драматургическом развитии оперы А. занимает место, примерно соответствующее
монологу в драме. Назначение А. - раскрытие душевных переживаний и
устремлений оперного героя. В зависимости от жанра оперы А. получает
различное драматургическое назначение, нередко оказывается узловым моментом
и основной формой для раскрытия чувств героя. Как правило, А. отличается широкой
распевностью. Она часто следует после оркестрового вступления, иногда ей
предшествует речитатив. Разновидностями А. являются: ариетта, ариозо,
каватина, кабалетта и др. А. иногда называется также инструментальная пьеса
певучего характера. Термин известен с 15 века. Расцвет - в операх-сериа А. Скарлатти
и его ближайших постедователей. Высшие достижения в жанре арии - в мессах,
кантатах, пассионах И. С. Баха, в операх В.
А. Моцарта. В середине 19 века ария достигла наибольшего
жанрового разнообразия. С конца 19 века в связи со стремлением к
драматургический целостности оперы ария теряет ведущее значение, иногда
преобразуется в сцену ( сцена Аиды, "сцена письма" Татьяны),
монологи (монологи Бориса Годунова).
АРИЯ.
Людмила Викентьевна
Михеева. Музыкальный словарь в рассказах
Вы включили радио и услышали: «Ни сна, ни отдыха измученной душе...» Конечно, вы сразу узнали, что это ария Игоря из оперы А. Бородина «Князь Игорь». Томясь в плену, Игорь тяжко переживает свое поражение, свое вынужденное бездействие. Вспоминает о любимой жене - Ярославне. Музыка арии рисует портрет князя -- полный и многогранный, портрет человека, мучительно переживающего судьбу отчизны, воина, любящего мужа.
Слово
«ария» итальянского происхождения и означает - песня. Можно вспомнить много
арий: лирическую - Ленского из оперы Чайковского «Евгений Онегин»,
героическую - Ивана Сусанина из оперы Глинки, скорбную - Виолетты из
третьего акта оперы Верди «Травиата». При всем их разнообразии, при всей
бросающейся в глаза (и уши!) несхожести, в них есть одно общее свойство:
ария всегда наиболее полно и разносторонне характеризует героя, рисует его
музыкальный портрет.
Ариозо -- как и ария -- сольный музыкальный номер в опере.
Оно обычно меньше арии. Если ария бывает обобщением, размышлением, то
ариозо - скорее непосредственный отклик на какое-нибудь только что
происшедшее событие. Например, ариозо Ленского «В Вашем доме». Произошло
непоправимое. Ленский вызвал Онегина на дуэль. Разбиты его мечты о счастье
с Ольгой. Ариозо звучит как проникновенное воспоминание о прошлом, о
безоблачных, радостных днях, проведенных в доме Лариных.
В
первой половине XIX века выходную арию, то есть первую арию по ходу
действия, ту, с которой герой или героиня выходили
на
сцену, называли каватиной. Такова, например, веселая, искрометная
каватина Фигаро из оперы Россини «Севильский цирюльник». И Глинка, следуя
традиции, назвал каватинами первые арии Антониды в «Иване Сусанине» и
Людмилы в «Руслане и Людмиле». Однако позднее каватинами стали называть
арии с более свободным и масштабным построением. Вспомните каватину Князя
из «Русалки» Даргомыжского или каватину Владимира Игоревича из «Князя
Игоря» Бородина.
Ариетта
(по-итальянски arietta -- маленькая ария) невелика по размерам. Она
напоминает скорее ариозо, но отличается от него более простой, похожей на песенную,
мелодией.
|