тональная музыка - (греч. а - отрицательная
частица; буквально - внетональная музыка), понятие, относящееся к музыке,
не имеющей тональной организации звуков. Возникло в начале 1900-х гг. и
было связано с творчеством композиторов новой венской школы (А. Шёнберг, А.
Берг, А. Веберн). Основной признак А. м. - отсутствие объединяющего
соотношения тонов с главным центром лада - тоникой. Отсюда - аморфность
музыкальной речи, распад структурных функций гармонии, диссонантный уровень
звучания и т.п. Отсутствие ладо-гармонических ориентиров крайне затрудняет
восприятие музыки, хотя отдельным крупным композиторам порой удавалось
создать впечатляющие атональные сочинения. В этих произведениях
использованы особо острые выразительные средства темброво-ритмического
порядка, напряжённые сценической ситуации и поэтические тексты: монодрама
"Ожидание" (1909) и сюита "Лунный Пьеро" (1912)
Шёнберга, опера "Воццек" Берга (1921) и др.
В 1922 Шёнберг изобрёл метод композиции "с 12 соотнесёнными
лишь между собой тонами" (получивший затем наименование додекафония),
в задачу которого входило внесение в анархию А. м. строгого порядка. А. м.
лежит в основе многих систем композиции, входящих в арсенал авангардизма.
Эстетические принципы А. м. тесно связаны с экспрессионизмом. Метод, приёмы
и элементы А. м. встречаются у композиторов различных направлений (Ч. Айве,
Б. Бриттен, Б. Барток, А. Онеггер и др.).
|