алет
- (франц. ballett, от лат. ballo - танцую) - вид синтетического искусства;
художественное произведение, содержание которого воплощается в сценических
музыкально-хореографических образах. Балет соединяет в едином театральном
действии, на основе общего драматургического плана (сценария), музыку
(симфоническую, как исключение - и вокальную), танец, пантомиму (мимику и
пластические жесты),а также изобразительные искусства (декорации, костюмы и
т. п.). Музыка в Балете не только сопровождает танец и пантомиму, но
выражает драматическое содержание.Танцы в Балете принято различать на
классические и характерные (последние близки к народным). Главная система
выразительных средств Балета - классический танец.
БАЛЕТ.
Людмила Викентьевна Михеева. Музыкальный словарь в рассказах
Раскроем томик Пушкина:
Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла -- все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет
И быстрой ножкой ножку бьет.
Как и во времена Пушкина, и сто
лет спустя, в наше время русский балет славится во всем мире. Что же это
такое -- балет?
Французское слово «ballet»
произошло от итальянского balet-to -- танец. Вот уже три века этим словом
называют спектакль, в котором соединились музыка и танец, драматическое и
изобразительное искусство.
Французское название и его
итальянские корни не случайны. Балет возник в эпоху Возрождения в Италии.
Издавна любили там веселые танцевальные сценки, исполнявшиеся на карнавале.
Постепенно они и превратились в самостоятельные танцевальные спектакли.
Во Франции эпохи абсолютизма
расцвел придворный балет -- пышное и торжественное зрелище, в котором
принимали участие король, королева и придворные. Конечно, до балета в нашем
понимании было еще очень далеко: ведь танцоров никак нельзя было назвать
профессионалами! Во второй половине XVII века великий французский
комедиограф Мольер написал несколько комедий-балетов -- «Брак поневоле»,
«Мещанин во дворянстве» и др., -- музыку к которым создал замечательный
композитор Люлли. Он же был и балетмейстером. А исполняли комедии-балеты актеры
труппы Мольера. Правда, профессиональными танцовщиками они еще не были, но
уж актерами-то были вполне профессиональными.
В дальнейшем французские
балетмейстеры, среди которых появились выдающиеся мастера, создали
специальный «хореографический язык», которым классический балет пользуется
до сих пор.
В России балет распространился
в XVIII веке. В придворных и крепостных театрах выступали прекрасные
танцовщицы, пленявшие своим искусством самых взыскательных ценителей. А в
XIX и XX веках ни одна страна не может сравниться с Россией. В ней
существуют непревзойденные балетные труппы. В ней возникли балеты
Чайковского, Глазунова, Стравинского, Прокофьева, А.Хачатуряна.
Балет -- это мир
выразительнейших танцевальных движений, жестов, мимики. Равно важны в
балете три составные части -- классический танец, характерный танец и
пантомима.
Классический танец -- тот, что
в основных чертах сложился еще во Франции XVII века, -- очень красив,
грациозен. Все движения и позы классического танца изящны и возвышенны.
Часто главные действующие лица балета танцуют вдвоем. Их дуэт называется
па-де-де. Вы, наверное, видели па-де-де Одетты и принца Зигфрида из
«Лебединого озера» Чайковского, Жизели и Альберта из «Жизели» Адана, Китри
и Базиля из «Дон-Кихота» Минкуса. Это популярные балетные номера, которые
часто исполняются в концертах.
Сольные танцы называются в
балете вариациями. Подобно оперной арии, балетная вариация словно бы рисует
портрет героя, помогает понять его характер.
Кроме солистов, в балете
принимает участие и большая группа артистов, которая называется кордебалет.
Роль кордебалета аналогична роли хора в опере. Танцы кордебалета оттеняют
действие, вносят в него разнообразие. Не всегда они построены на
классической основе. Вспомните то же «Лебединое озеро»: в его третьем
действии испанский и неаполитанский танцы воспроизводят движения народных
танцев. Такие танцы называются характерными.
И, наконец, не менее важна еще
одна составная часть балета -- пантомима. Греческое слово пантомима
означает «все воспроизводящий подражанием». Это движения, жесты, которыми
актеры как бы разговаривают друг с другом. При помощи пантомимы передается
собственно содержание спектакля, развитие его сюжета.
В современном балете, наряду с
классическими танцевальными элементами, широко применяются движения,
заимствованные из гимнастики и акробатики. Употребленные уместно и
тактично, они чрезвычайно обогащают старинное искусство, омолаживают его,
делают современным.
|