аллада - (франц. ballade, от лат. ballo - танцую) -
первоначально (в средние века) в странах романского языка народная
танцевальная песня, позднее у западноевропейских народов также песня
повествовательного склада. Жанр Баллады возродился и достиг расцвета в
профессиональной музыке в эпоху романтизма.
БАЛЛАДА.
Людмила Викентьевна Михеева. Музыкальный словарь в рассказах
Наверное, вы читали это стихотворение Лермонтова:
По синим волнам океана,
Лишь звезды блеснут в небесах,
Корабль одинокий несется,
Несется на всех парусах.
Не гнутся высокие мачты,
На них флюгера не шумят,
И молча в открытые люки
Чугунные пушки глядят.
Не слышно на нем капитана,
Не видно матросов на нем;
Но скалы и тайные мели,
И бури ему нипочем.
Дальше идет рассказ о том, как
корабль пристает к пустынному острову. Император является из гроба и держит
путь во Францию.
Называется это стихотворение
«Воздушный корабль». Это баллада.
Длинна и сложна история жанра
баллады. Самое это слово произошло от итальянского ballare -- плясать.
Когда-то очень давно балладами назывались плясовые песни.
В средние века баллады
превратились в песни повествовательного склада. Их исполняли под
аккомпанемент какого-нибудь инструмента. Рассказывалось в них о разных
исторических событиях, о народной жизни, о рыцарских подвигах, о
разбойничьих набегах...
А в XIX веке баллада родилась
заново в профессиональном искусстве. Она стала литературно-поэтическим
жанром. К ней обращались поэты разных стран -- Гете и Гюго, Гейне и
Мицкевич, Пушкин и Лермонтов...
Баллада -- это повествование.
Но повествование не простое. Непременно должны в нем присутствовать
элементы фантастики. За внешне спокойной формой всегда скрыт большой
внутренний драматизм. Прочитайте «Воздушный корабль» и вы почувствуете это.
А потом баллада снова обрела
музыку. Вслед за поэтами к ней стали обращаться композиторы. «Лесной царь»
Шуберта, «Ночной смотр» Глинки, «Забытый» Мусоргского -- большие вокальные
произведения, использующие тексты стихотворных баллад и сохраняющие их
основные особенности.
Композиторы стремились передать
в музыке развитие сюжета баллады и нередко наделяли ее чертами
изобразительности. Например, в аккомпанементе баллады Шуберта «Лесной царь»
явственно слышен ритм стремительной скачки.
А далее появились и инструментальные,
не связанные со словом, баллады. Первым стал сочинять такие баллады
польский композитор Фридерик Шопен. Современники считали, что две из его
четырех фортепианных баллад навеяны стихотворными балладами Адама Мицкевича
-- «Конрадом Валленродом» -- повествованием о героическом подвиге и гибели
за отчизну, и «Свитезянкой» -- преданием о русалках, живущих на берегу
озера Свитязи.
Замечательную балладу для
фортепиано написал и норвежский композитор Эдвард Григ. Он никогда не
объяснял ее содержания, но самый склад музыки говорит о том, что его
баллада -- рассказ о Норвегии, о ее прошлом, о временах легендарных походов
викингов, о ее природе... Современные зарубежные и советские композиторы
также часто пишут баллады для голоса, хора или различных инструментов.
Многие из вас, наверное, слышали «Балладу Витязя» из симфонической кантаты
Ю. А. Шапорина «На поле Куликовом», «Балладу о солдате» В. П. Соловьева-Седого,
а некоторые, может быть, играли очень красивые, драматичные баллады Н. П. Ракова
для фортепиано.
|