ас
- (заимствовано из итал. basso или франц. basse, буквально - низкий),
1) самый низкий мужской голос. Различают Б.
высокий, или певучий, и низкий, или глубокий (итал. basso profundo), в
оперной практике - характерный, комический Б. Высокий Б. бывает лирический
(диапазон примерно от соль большой октавы до фа первой) и драматический (от
фа большой октавы до ми первой). Низкий бас (от до-ми большой октавы до
ре-ми первой) в русском хоровом пении называется также
"центральным". В хоре Б. подразделяются на первые (их партию
исполняют баритоны) и вторые (собственно Б.). В русских хорах встречаются и
т. н. Б.-октависты, способные исполнять предельно низкие для человеческого
голоса звуки (ля-си бемоль контроктавы).
2) Самая низкая партия многоголосного музыкального
произведения.
3) Б.
цифрованный (basso continue) - см. Генерал-бас.
4) Музыкальные инструменты низкого регистра: Б.-туба,
контрабас и др., а также народная виолончель на Украине (басоля) и в
Белоруссии (басетля).
БАС.
Людмила Викентьевна Михеева. Музыкальный словарь в рассказах
«Ты придешь, моя заря, взгляну в лицо твое...» Вы читаете эти слова, и в воображении возникает мелодия, широкая, как родные русские просторы, печальная и мужественная. Это ария Ивана Сусанина из оперы Глинки. Партию Сусанина -- простого русского крестьянина, героя, отдавшего жизнь за родину, композитор поручил басу.
Бас -- самый низкий из всех
голосов (итальянское слово basso -- низкий). Множество великолепных оперных
партий написано для этого голоса. Владимир Галицкий (высокий бас) и Кончак
(низкий) в «Князе Игоре» Бородина, Фарлаф в «Руслане и Людмиле» Глинки, дон
Базилио в «Севильском цирюльнике» Россини, Мефистофель в «Фаусте» Гуно,
Кутузов в «Войне и мире» Прокофьева... Только из этого перечисления ясно,
какие богатые возможности таит в себе бас, какие разнообразные характеры от
возвышенно героического до ярко комедийного может он воплотить.
Имя знаменитого певца-баса
знают, без сомнения, все. Это Федор Иванович Шаляпин. Голос его -- высокий
бас -- был исключительным по красоте, богатству и мягкости тембра.
Благодаря очень большому диапазону голоса, Шаляпин иногда исполнял и
партии, написанные для баритона, и создал незабываемую галерею оперных
героев: Ивана Сусанина, Бориса Годунова, Демона, Мефистофеля и многих
других.
Прославились и такие советские
певцы-басы, как А. Пирогов, М. Михайлов, И. Петров, Б. Гмыря. А сейчас
можно назвать солиста Большого театра Е. Нестеренко: с огромным успехом
выступал он в разных странах, в том числе и на сцене знаменитого миланского
оперного театра «Ла Скала».
Существует особый, самый низкий
вид басов, так называемые басы-октависты, который встречается только в
русских хорах. Диапазон басов от фа большой октавы до фа
первой.
|