УКВЕННОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ.
Людмила Викентьевна Михеева.
Музыкальный словарь в рассказах
Вы, конечно, знаете, как называются семь основных звуков: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Однако названия эти появились позднее, чем буквенные. Латинские буквы начали применять в Европе для обозначения звуков с X века. При этом самый низкий из употреблявшихся тогда в пении звуков -- ля -- стали называть первой буквой латинского алфавита -- A. В восходящем порядке звуки располагались так:
А (ля), В (си-бемоль), С (до), D (ре), Е (ми), F (фа), G (соль). Когда же появилась необходимость петь не только си-бемоль, но и более высокий звук, си, его назвали следующей буквой - Н.
Для
обозначения альтерированных звуков (если вы забыли, что такое альтерация,
прочтите о ней на странице 8) стали применять слоги is (повышение на
полтона) и es (понижение). Таким образом, звук до-диез в буквенном
обозначении cis, а ре-бемоль - des; звук соль-дубль-диез - gisis,
а соль-дубль-бемоль - geses. Исключение составляют ми-бемоль,
ля-бемоль и си-бемоль. Они, соответственно, обозначаются через es,
as и b. С буквенными обозначениями можно встретиться, слушая концерт; часто
исполняемое произведение объявляют так: Соната cis-moll, Полонез As-dur,
Мазурка a-moll... Dur здесь означает мажор, moll - минор. Таким образом, cis-moll
- до-диез минор, As-dur - ля-бемоль мажор. При буквенном обозначении
мажорные тональности принято писать с заглавной буквы, а минорные - со
строчной.
|