урлеска - (франц. burlesque, итал. burlesco, от buria - шутка),
1) жанр комической, пародийной поэзии. Комический эффект в Б.
определяется контрастом между темой и характером её интерпретации: либо
заведомо возвышенная тема получает тривиально-бытовую трактовку и
излагается подчёркнуто "низким" стилем ("Большой
Моргайте" Л. Пульчи, "Енеида, на малороссийский язык
переложенная" И. П. Котляревского), либо "низкая" тема
воплощается посредством традиционно "высокого штиля" - так
называемая ироикомическая поэма (например, античная пародия на Гомера
"Батрахомиомахия", "Налой" Н. Буало). В Европе Б. была
особенно распространена в 17 - начале 18 вв. (например, поэма
"Переодетый Вергилий" французского поэта П. Скаррона), а в России
- в конце 18 в. (ироикомическая поэма "Елисей, или Раздраженный
Вакх" В. Майкова, травестия "Вергилиева Енеида, вывороченная
наизнанку" Н. Осипова) в качестве реакции на условную торжественность
героической поэмы классицистов. Элементы Б. можно найти в "Мистерии-буфф"
В. Маяковского, в сатирической поэме А. Твардовского "Тёркин на том
свете".
2) Музыкальная пьеса шутливого, порой комического или причудливого
характера. Родственна каприччо и юмореске. Образцы у И. С. Баха (3-я
партита для клавира), Р. Шумана ("Листки из альбома" для
фортепьяно), М. Регера, Б. Бартока, Р. Штрауса (Б. для фортепьяно. с
оркестром). 3) Маленькая шуточно-пародийная опера, родственная водевилю.
Возникла в Италии, получила распространение также во Франции, в Ирландии и
Великобритании.
|