ивертисмент
- (от франц. divertissement - увеселение, развлечение) в театре, в 17-18
вв. вставная или заключительная часть драматического спектакля (иногда
оперного или балетного), состоящая из пения, танцев, комических сценок,
пародий и др. номеров увеселительного характера, обычно не связанных с
сюжетом представления. В 70-х гг. 19 в. Д. становится самостоятельной
концертной программой эстрадных театров и балаганов. Значительное
распространение Д. получил в русском балете после Отечественной войны 1812,
превратившись в особый вид балетного спектакля на патриотические и народные
темы.
Д. в музыке, род бытовой музыки, обозначение инструментальных произведений,
служивших главным образом развлекательным целям. Д. состояли из нескольких
частей (обычно 4-10) и предназначались для различных инструментальных
составов (от одного инструмента до камерного ансамбля и оркестра).
Соединяли в себе черты сонаты и сюиты; по широкому применению танцевальных
жанров сближались с серенадой, родственны также кассации и ноктюрну. Д.
встречаются в произведениях Й. Гайдна, В. А. Моцарта и др. В 19 в., за
немногими исключениями ("Венгерский дивертисмент" Шуберта для
фортепиано в 4 руки), превращаются в жанр салонной музыки, аналогичный
попурри. В 20 в. термин "Д." применяется как обозначение сюиты,
составленной из номеров балета (Д. из балета "Поцелуй феи"
Стравинского); изредка создаются произведения, представляющие собой
стилизацию Д. 18 в. (Д. для струнного оркестра Бартока).
1.
Музыкальное произведение развлекательного характера (первоначаьно
сборник таких произведений). Инструментальные и вокальные дивертисменты
известны с 17 века. С 18 века дивертисменты, как правило, инструментальные
многочастные произведения для камерного ансамбля или оркестра, а также для лдного
инмтрумента. В 19 веке утрачивает своё значение, превращается в жанр,
аналогичный попурри ( обычно на заимствованные темы). В 20 веке
дивертисмент возрождается. Термин дивертисмент применяется также для
балетной сюиты.
2.
Дополнительные эпизоды балетных или вокальных номеров, исполняемые
между актами спектакля или в конце его. Могут составлять единое
развлекательное представление, не связанное сюжетом с основным
произведением. Появились в 17-18 веках в комических операх Ж. Б. Люлли, Ж.
Ф. Рамо, К. В. Глюка.
3.
Представления народно-бытового характера в России в начале 19 века,
включавшие песни, танцы, разговорный диалог.
4.
Свободная интермедия в фуге.
ДИВЕРТИСМЕНТ.
Людмила Викентьевна Михеева. Музыкальный словарь в рассказах
Французское слово «divertissement» в переводе означает -- увеселение, развлечение. Первоначально, триста лет назад, под этим названием стали появляться отдельные музыкальные пьесы пли целые сборники пьес развлекательного характера. Очень большое распространение такие дивертисменты получили в XVIII веке. Чаще всего их сочиняли для камерного ансамбля или небольшого оркестра, в нескольких частях.
Дивертисменты писали
французские, немецкие, итальянские композиторы. И сейчас в концертах можно
услышать дивертисменты Гайдна или Моцарта. А начиная с XIX века этот термин
приобрел несколько иное значение. Так стали называть музыку, сходную с
попурри (вы можете прочесть, что означает это французское слово, дальше).
Одновременно с такими, чисто
музыкальными дивертисментами, во Франции появились дивертисменты
музыкально-сценические. Это были вставные, чаще всего балетные, но иногда и
вокальные эпизоды в спектаклях -- драматических или оперных. Один из первых
таких дивертисментов появился в комедии Мольера «Брак по принуждению».
Музыку к этому балетному дивертисменту написал придворный композитор
Людовика XIV Ж. Б. Люлли. Известны его дивертисменты и к другим пьесам
прославленного французского комедиографа.
Иногда дивертисменты составляют
целое развлекательное представление, своего рода концерт внутри спектакля.
Таков и дивертисмент во втором акте балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».
|