жаз
- (англ. jazz), род профессионального музыкального искусства. Сложился на
рубеже 19 и 20 вв. в результате синтеза элементов двух музыкальных культур
- европейской и африканской, осуществлённого неграми США. Африканские
элементы - полиритмичность, многократная повторяемость основного мотива,
исполнение по схеме "зов и ответ", вокальная экспрессивность, импровизационность
- вошли в джаз вместе с распространёнными формами негритянского
музыкального фольклора - обрядовыми плясками, рабочими песнями, спиричуэлс
и блюзами. Слово "Д." первоначально в сочетании
"джаз-банд" стало применяться в середине 1-го десятилетия 20 в. в
Южных штатах для обозначения музыки, создаваемой небольшими нью-орлеанскими
ансамблями (в составе трубы, кларнета, тромбона, банджо, тубы или
контрабаса, ударных и фортепиано) в процессе коллективной импровизации на
темы блюзов, рэгтаймов и популярных европейских песен и танцев. Среди
основателей Д., принадлежащих к нью-орлеанскому стилю: трубач и певец Л. Армстронг,
трубач Кинг Оливер, кларнетист Дж. Додс, тромбонист К. Ори, пианист Джелли
Ролл Мортон и др. Вслед за этим стали возникать ансамбли белых музыкантов,
так называемые диксиленды, перенимавшие манеру исполнения негритянского Д.
Развитие диксиленд-ансамблей во многом способствовало распространению Д. за
пределы Южных штатов. В 20-е гг. Д. получает широкую популярность в США,
проникает в Европу. Центр развития Д. перемещается в Чикаго, возникает так
называемый чикагский стиль, отличающийся более строгой композиционной
организацией и усилением роли солирующих голосов. Превращение Д. в объект
коммерческой эксплуатации снижало его художественную ценность. Пытаясь
преодолеть сложившиеся эстрадные штампы, негритянские исполнители ищут
новые пути развития Д. В 30-е гг. возникает стиль свинг (перекличка 3 групп
духовых инструментов - саксофонов, труб и тромбонов, создающая эффект
ритмической раскачки, английское swing) с типичными для него большим
составом оркестра (15-17 исполнителей), полным отказом от коллективной
импровизации в пользу сольной, значительным усилением роли
композитора-аранжировщика.
Среди крупнейших представителей свинга -
оркестры Дюка Эллингтона, Ф. Хендерсона, У. Бейзи, У. Уэбба, Дж. Лансфорда.
Достижения негритянских музыкантов заимствовали Б. Гудмен, Т. Дорси, Г.
Миллер и др. В тот же период пианист Т. Уилсон, вибрафонист Л. Хэмптон, тенор-саксофонисты
К. Хокинс и Л. Янг, выступая с малыми ансамблями, развивают жанр камерного
джаза. В начале 40-х гг. альт-саксофонист Ч. Паркер, трубач Дж. Гиллеспи,
пианист Т. Монк, ударники К. Кларк и М. Роуч радикально изменили саму
концепцию Д., отказавшись от танцевальности, мелодической симметрии,
живописных эффектов свинга. Новый стиль, названный звукоподражательным
словом "би-боп", принёс угловатые, насыщенные диссонансами темы,
аскетически сухое звучание, свободную, не связанную с исходной мелодией
импровизацию, опирающуюся на сложную последовательность аккордов. Развитие
современного Д. происходит в борьбе разных течений - так называемого
коммерческого, составляющего часть буржуазной развлекательной индустрии, и
творческого, направленного на поиск новых художественных средств.
Прогрессивные музыканты стремятся сохранить связь Д. с народными истоками и
традициями, одновременно используя различные элементы классической и современной
музыки. К крупным мастерам современного Д. принадлежат Дюк Эллингтон, Г. Шуллер,
Дж. Льюис, Г. Эванс, М. Дейвис, С. Роллинз, Дж. Колтрейн, О. Колмен, Ч.
Ллойд, А. Шепп, А. Айлер, С. Тейлор и др. В середине 50-х гг. сплав
отдельных элементов джаза, блюза и сельского фольклора белых американцев,
получивший название "рок-н-ролл" (англ. rock'n' roll - качайся и
катись), затем "биг-бит" (англ. big beat - большой удар), породил
течение так называемой поп-музыки (сокращённое от популярная). Несмотря на
усиленную эксплуатацию поп-музыки дельцами буржуазной эстрады, отдельным
ансамблям ("Битлз", "Чикаго" и др.) удалось создать в
этом жанре ряд подлинно художественных произведений.
Распространение Д. за пределами США началось
с 20-х гг. 20 в., но по-настоящему самобытные коллективы, развивающие Д. на
основе национальных традиций, сложились лишь в 40-50-х гг. Таковы оркестры
под руководством Дж. Данкворта (Англия), М. Леграна (Франция), К. Влаха и
Г. Брома (Чехословакия), К. Эдельхагена (ФРГ), К. Комеды (Польша) и др.
Становление Д. в СССР относится к середине
20-х гг. и связано с коллективами под руководством В. Я. Парнаха, А. Н. Цфасмана,
Г. В. Лансберга, Л. Я. Теплицкого. В 1929 был организован Государственный
эстрадный оркестр под управлением Л. О. Утёсова, сыгравший важную роль в
формировании советского стиля Д., связанного с массовой и эстрадной
песнями. В 30-40-е гг. известность завоевали оркестры А. В. Варламова, Я.
Б. Скоморовского, Э. И. Рознера, О. Н. Лундстрема. Другое направление
советского Д. развивают малые импровизационные ансамбли, практика которых
начинает складываться с конца 50-х гг. Они стремятся создавать произведения
на материале песенно-танцевального фольклора народов СССР. Наибольший вклад
в это направление внесли ансамбли под руководством А. Е. Товмасяна, Н. Н. Громина,
А. Н. Зубова, Г. А. Гараняна, Г. К. Лукьянова, Е. Д. Геворгяна, А. Н.
Козлова и др. Широкую известность приобрели оркестры, организованные в
республиках Советского Союза.
Музыка Д. оказала заметное влияние на
развитие музыкального искусства 20 в. Элементы Д. используются в сочинениях
многих крупных композиторов - К. Дебюсси, М. Равеля, Дж. Гершвина, П.
Хиндемита, И. ф. Стравинского, Д. Мийо, А. Копленда, М. Блицстайна, Л. Бернстайна
и др., а в советской музыке - И. О. Дунаевского, А. Я. Эшпая, К. Караева,
Р. К. Щедрина, М. М. Кажлаева, А. П. Петрова и др.
.
ДЖАЗ.
Людмила Викентьевна Михеева. Музыкальный словарь в рассказах
Появившееся в начале XX века слово jazz стало обозначать тип новой, зазвучавшей тогда впервые музыки, а также оркестр, который эту музыку исполнял. Что же это за музыка и как она появилась?
Джаз возник в США среди
угнетенного, бесправного негритянского населения, среди потомков черных
рабов, когда-то насильно увезенных со своей родины.
В начале XVII века прибыли в
Америку первые невольничьи корабли с живым грузом. Его быстро раскупили
богачи американского Юга, которые стали использовать рабский труд для
тяжелых работ на своих плантациях. Оторванные от родины, разлученные с
близкими, изнемогавшие от непосильного труда, черные невольники находили
утешение в музыке.
Негры удивительно музыкальны.
Особенно тонко и изощренно их чувство ритма. В редкие часы отдыха негры
пели, аккомпанируя себе хлопками в ладоши, ударами по пустым ящикам, жестянкам
-- всему, что находилось под рукой.
Вначале это была настоящая
африканская музыка. Та, которую невольники привезли со своей родины. Но шли
годы, десятилетия. В памяти поколений стирались воспоминания о музыке
страны предков. Оставались лишь стихийная жажда музыки, жажда движений под
музыку, чувство ритма, темперамент. На слух воспринималось то, что звучало
вокруг -- музыка белых. А те пели, в основном, христианские религиозные
гимны. И негры тоже стали петь их. Но петь по-своему, вкладывая в них всю
свою боль, всю страстную надежду на лучшую жизнь хотя бы за гробом. Так
возникли негритянские духовные песни спирячуэлс.
А в конце XIX века появились и
другие песни -- песни-жалобы, песни протеста. Их стали называть блюзами. В
блюзах говорится о нужде, о тяжелом труде, об обманутых надеждах.
Исполнители блюзов обычно аккомпанировали себе на каком-нибудь
самодельном инструменте.
Например, приспосабливали гриф и струны к старому ящику. Лишь позднее они
смогли покупать себе настоящие гитары.
Очень любили негры играть в
оркестрах, но и тут инструменты приходилось изобретать самим. В дело шли
гребенки, обернутые папиросной бумагой, жилы, натянутые на палку с
привязанной к ней высушенной тыквой вместо корпуса, стиральные доски.
После окончания гражданской
войны 1861 -- 1865 годов в США были распущены духовые оркестры воинских
частей. Оставшиеся от них инструменты попали в лавки старьевщиков, где
продавались за бесценок. Оттуда-то негры, наконец, смогли получить
настоящие музыкальные инструменты. Повсюду стали появляться негритянские
духовые оркестры. Угольщики, каменщики, плотники, разносчики в свободное
время собирались и играли для собственного удовольствия. Играли по любому
случаю: на праздниках, свадьбах, пикниках, похоронах.
Чернокожие музыканты играли
марши, танцы. Играли, подражая манере исполнения спиричуэлс и блюзов -- их
национальной вокальной музыки. На своих трубах, кларнетах, тромбонах они
воспроизводили особенности негритянского пения, его ритмическую свободу.
Нот они не знали; музыкальные школы белых были закрыты для них. Играли по
слуху, учась у опытных музыкантов, прислушиваясь к их советам, перенимая их
приемы. Так же по слуху сочиняли.
В результате переноса
негритянской вокальной музыки и негритянского ритма в инструментальную
сферу родилась новая оркестровая музыка -- джаз.
Основные особенности джаза -- это
импровизационность и свобода ритма, свободное дыхание мелодии. Музыканты
джаза должны уметь импровизировать либо коллективно, либо соло на фоне
срепетированного аккомпанемента. Что же касается джазового ритма (он
обозначается словом свинг от английского swing -- качание), то один из
американских джазовых музыкантов писал о нем так: «Это чувство
вдохновенного ритма, который вызывает у музыкантов ощущение легкости и
свободы импровизации и дает впечатление неудержимого движения всего
оркестра вперед с непрерывно увеличивающейся скоростью, хотя фактически
темп остается неизменным».
Со времени своего возникновения
в южном американском городе Нью-Орлеан джаз успел пройти огромный путь. Он
распространился сначала в Америке, а затем и во всем мире. Он перестал быть
искусством негров: очень скоро в джаз пришли белые музыканты. Имена
выдающихся мастеров джаза известны всем. Это Луи Армстронг, Дюк Эллингтон, Бении
Гудмен, Глен Миллер. Это певицы Элла Фицджералд и Бесси Смит.
Музыка джаза повлияла на симфоническую
и оперную. Американский композитор Джордж Гершвин написал «Рапсодию в стиле
блюз» для фортепиано с оркестром, использовал элементы джаза в своей опере
«Порги и Бесс».
Джазы есть и у нас в стране.
Первый из них возник еще в двадцатые годы. Это был театрализованный
джаз-оркестр под управлением Леонида Утесова. На многие годы связал с ним
свою творческую судьбу композитор Дунаевский. Наверное, вы тоже слышали
этот оркестр: он звучит в жизнерадостном, до сих пор пользующемся успехом
фильме «Веселые ребята».
В отличие от симфонического
оркестра в джазе нет постоянного состава. Джаз -- это всегда ансамбль
солистов. И даже если случайно составы двух джазовых коллективов совпадут,
все-таки совсем одинаковыми они быть не могут: ведь в одном случае лучшим
солистом будет, например, трубач, а в другом окажется какой-то другой
музыкант.
|