обой
- (нем. Hoboe, от франц. hautbois, буквально — высокое дерево), деревянный
духовой язычковый музыкальный инструмент. Возник во Франции во 2-й половине
17 в. из средневекового инструмента шалмея (Schalmei). Современный Г.—
прямая деревянная трубка, состоящая из верхнего и среднего колен и
раструба. Имеет 25 отверстий; 22—24 из них закрыты клапанами. Трость
двойная из особых сортов камыша. Существуют Г. двух систем — немецкой и
французской. Широкое распространение получил Г. французской системы,
имеющий более совершенный клапанный механизм и отличающийся чистотой
интонации; звучание его — острое, носового оттенка. Г. занимает важное
место в группе деревянных духовых инструментов симфонического и оперного
оркестров. Используется также как сольный и ансамблевый инструмент. В числе
разновидностей Г. — теноровый Г., или английский рожок, альтовый Г., или Г.
д'амур.
С. Я. Левин.
ГОБОЙ.
Людмила Викентьевна Михеева. Музыкальный словарь в рассказах
Один из деревянных духовых инструментов гобой, вернее его предок, появился в глубокой древности. Еще в Индии в XII -- VII веках до новой эры был известен духовой инструмент оту. Его среднеазиатская родственница зурна, которую считают непосредственной предшественницей гобоя, и сейчас широко распространена в Средней Азии и на Кавказе. Греческий авлос, изображения которого вы могли видеть на древних музейных вазах и без которого не обходился в Древней Греции ни праздник, ни пир, тоже предок гобоя, как, впрочем, и старая (но значительно более молодая, чем авлос) русская свирель.
В Европу гобой пришел с
Ближнего Востока, и в XVII веке стал постоянным участником оперного
оркестра.
Диапазон гобоя -- от си,
а у некоторых инструментов си-бемоль, малой октавы до фа
третьей октавы. Как и у других деревянных инструментов, тембр у гобоя в
разных регистрах неодинаков. Нижние его звуки довольно грубы и резки;
средние -- насыщенные, с немного гнусавым оттенком; высокие --
пронзительные. Средний и высокий регистры гобоя композиторы используют
наиболее часто.
На гобое труднее, чем на
флейте, играть подвижные, технически сложные музыкальные эпизоды. Но
протяжные мелодии звучат на нем ярко и выразительно. Очень хорошо передает
гобой мечтательное, задумчивое настроение, помогает рисовать картины
сельской природы. Вспомните: в сцене письма Татьяны в опере Чайковского
«Евгений Онегин» на словах «...Проснулось все и солнышко встает. Пастух
играет...» звучит наигрыш гобоя, подражающий звучанию пастушьего рожка.
Гобою поручено начало второй
части Четвертой симфонии Чайковского -- задумчивый, грустный напев. Два
гобоя играют мелодию Танца маленьких лебедей в «Лебедином озере». А вот
Прокофьев в своей симфонической сказке «Петя и волк» поручил гобою в низком
регистре изобразить утку, громко крякающую и неуклюже переваливающуюся с
боку на бок.
Самый близкий родственник гобоя
-- английский рожок, появившийся в первой половине XVIII века. Иначе
его называют альтовым гобоем.
Английский рожок больше гобоя и
звучит на квинту ниже. Звук его более меланхоличный, «лениво-мечтательный»
по определению Римского-Корсакова. Английский рожок умеет подражать
восточным инструментам, поэтому Бородин написал для него одну из
тем симфонической картины «В
Средней Азии». Но вместе с тем ему поручают такие напевные мелодии, как во
вступлении к ариозо Лизы «Откуда эти слезы» из «Пиковой дамы» Чайковского.
А в «Фантастической симфонии» Берлиоза и увертюре к опере Россини
«Вильгельм Телль» английский рожок имитирует звучание рожка альпийских
пастухов.
В симфонических оркестрах
обычно бывают два гобоя и один английский рожок.
|