олос
- совокупность разнообразных по высоте, силе и тембру звуков, издаваемых
при помощи голосового аппарата человеком и дышащими лёгкими животными. Г.
сопровождаются рефлекторные движения мышц гортани (чихание, кашель и т.
д.). Человек выражает Г. ощущения, чувства, мысли (крик, смех, плач,
разговорная и вокальная речь).
Существуют мышечно-эластическая и нейро-мышечная теории голосообразования.
Согласно мышечно-эластической теории, началу любого звукоизвлечения
предшествует смыкание голосовых связок. При этом повышается внутритрахеальное
давление; в момент, когда оно превысит силу натяжения голосовых связок,
происходит прорыв внутритрахеального воздуха через голосовую щель, связки
начинают вибрировать, приводя в колебание воздух, находящийся выше них.
Различная частота звуковых колебаний зависит от длины и напряжения
голосовых связок, что, в свою очередь, обусловливается функциональным
состоянием вовлекаемых мышц гортани. По нейро-мышечной теории, число
колебаний голосовых связок в секунду совпадает с числом поступающих из
центральной нервной системы импульсов.
Высота Г. зависит от частоты колебаний голосовых связок, которая, в свою
очередь, обусловлена их длиной, толщиной и напряжением; сила Г. - от
размаха колебаний голосовых связок, который определяется силой напора
выдыхаемого воздуха. Тембр Г. обусловливается присоединением к основному
тону добавочных тонов (обертонов), возникающих главным образом в
резонаторной части голосового аппарата; индивидуальная тембровая окраска Г.
позволяет нередко по Г. различать людей.
Формирование Г. происходит постепенно (иногда скачкообразно), по мере
развития организма, его центральной нервной и эндокринной систем. Г.
новорождённых и грудных детей одинаков у всех по высоте (ля 1-й октавы) и
тембру; различается только по силе. С возрастом постепенно расширяется
диапазон звуков по высоте и силе, оформляется тембр, который обычно не
изменяется до старости. К старости происходит сужение диапазона звуков по
высоте и силе. Наиболее интенсивное изменение Г. - "ломка" Г.,
или мутация, происходит в период полового созревания в возрасте от 11-12 до
18-19 лет и продолжается от 5-6 мес до 2-3 и даже 5 лет. В это время
гортань мальчиков увеличивается более чем в 11/2 раза, а у девочек на 1/3;
голосовые связки гиперемируются, поэтому у подростков во время мутации
отмечается повышенная утомляемость при голосовой работе, а также часто
беспричинная охриплость.
Нарушение голосовой функции возникает в результате патологических изменений
в любом отделе голосового аппарата, но наиболее часто - в результате
патологических изменений в гортани (см. Ларингит). Нередко изменения
голосовой функции возникают при профессиональном (например, у певцов,
педагогов) или бытовом голосовом переутомлении, а у детей и подростков в
результате очень громкого разговора и пения, а также разговора и пения в
тесситуре, выходящей за пределы, присущие данному возрасту. Изменения Г.
могут образоваться также при заболеваниях сердечно-сосудистой системы,
нервной системы и др. и проявляются с разной интенсивностью - от лёгкой
охриплости (см. Хрипота) до полной афонии.
Лит.: Фомичев М. И., Основы фониатрии, [Л.], 1949; Ермолаев В. Г.,
Некоторые вопросы фониатрии, в кн.: Многотомное руководство по
оториноларингологии, т. 4, М., 1963; Husson R., Physiologic de la phonation,
P., 1962 (библ.).
В. Г. Ермолаев.
ГОЛОС.
Людмила Викентьевна Михеева. Музыкальный словарь в рассказах
Вы, наверное, думаете: «Что такое голос, объяснять не надо -- это знает всякий». Так? Но слово это имеет не одно значение, да и голоса бывают разные.
Звук голоса возникает так же,
как любой музыкальный звук, извлекаемый на духовом инструменте. Воздух,
которым мы дышим, выходит из легких через дыхательное горло в гортань. В
гортани у человека находятся голосовые связки. Под давлением выдыхаемого
воздуха они начинают колебаться и слышится звук.
В каждом музыкальном
инструменте есть резонатор. У человека роль резонатора играют полость рта и
носа (это называется -- головной резонатор), но кроме того и грудь (грудной
резонатор). Вы слышали, наверное, выражение -- грудной голос.
Высота человеческого голоса
зависит от величины голосовых связок -- их длины и толщины. От особенностей
их строения зависит и тембр -- индивидуальная окраска звука, по которой мы
различаем голоса знакомых нам людей.
Певческие голоса, вы, конечно,
это знаете, бывают разные -- высокие, низкие и средние. Мужские голоса
разделяются на тенор, баритон и бас, женские -- это сопрано, меццо-сопрано
и контральто. А у детских певческих голосов только две группы -- сопрано и
альт (в хоре мальчиков высокие голоса называются дискантами). Обо всех
голосах вы можете прочесть на страницах этой книжки -- каждому посвящен
отдельный рассказ.
В музыке существуют и другие
понятия, связанные со словом «голос». Вам, наверное, приходилось слышать:
двухголосная инвенция, трехголосная фуга, четырехголосное изложение. В этом
случае под голосом подразумевается мелодия, входящая в музыкальную ткань
пьесы. Те же из вас, которые учатся в музыкальной школе, наверное знают,
что двухголосные инвенции -- это такие пьесы, в которых в каждой руке
звучит самостоятельная мелодия, а не мелодия и аккомпанемент, как в других
пьесах. Трехголосные инвенции или фуги -- это пьесы, в которых есть три
самостоятельных мелодических голоса. Произведения с двумя и более
самостоятельными голосами называются полифоническими. Вы можете прочесть о
них в рассказах, посвященных полифонии, инвенции и фуге.
В полифонии существует понятие
голосоведения -- это движение каждого из голосов многоголосного, то есть
полифонического произведения. Голосоведение подчиняется своим особым
законам, которые должны изучать композиторы.
И еще одно понятие, связанное с
этим же словом. Голосами называют партии отдельных инструментов в
ансамблевых и оркестровых сочинениях. Вы можете услышать, например: «Нужно
расписать партитуру по голосам». Это значит, что композитор отдает для
исполнения партитуру, а переписчики должны выписать из нее всем
исполнителям их партии: в оркестровом сочинении, например, написать столько
партий скрипок, сколько в этом оркестре пультов скрипачей, столько раз
написать партию контрабаса, сколько пультов контрабасистов и т. д.
|