олос певческий - понятие "певческий
голос" связано со способностью человека петь (см. Пение). В отличие от
речи, звуки Г. п. имеют точную высоту, могут долго длиться. Они проявляются
на гласных. Пользоваться Г. п. человек начинает с детства по мере развития
музыкального слуха и голосового аппарата. Детский Г. п. достигает своего
полного объёма (полторы октавы), как правило, к 13 годам. Он отличается
светлым, серебристым, напоминающим фальцет тембром. Детские голоса, в
особенности голоса мальчиков, используются главным образом в детских хорах.
После мутации голос мальчика понижается на октаву, одновременно меняются
его сила, диапазон и тембр. При этом нередко пропадают лучшие певческие
свойства голоса мальчика. Для сохранения выдающихся певческих голосов у
мальчиков-певцов в Италии в 17-18 вв. применялась кастрация.
Различают Г. п. бытовой ("не поставленный") и
профессиональный ("поставленный"). Под постановкой голоса
понимается приспособление и развитие его в целях профессионального использования.
Такие качества Г. п., как яркость, красота, сила и длительность звучания,
широта диапазона, гибкость, неутомляемость, во многом определяющиеся
природными свойствами голосового аппарата, могут быть развиты в процессе
постановки голоса. Голос может быть поставлен для оперно-концертного пения,
исполнения народных песен, эстрадного пения и т. д.
Определяющие качества Г. п. - красота тембра и способность долго
выдерживать звуки. Оперно-концертный голос должен быть хорошо слышным в
больших залах, то есть обладать так называемой полётностью. Полётны
звонкие, металличные голоса. Качество металличности и полётности
определяется наличием в спектре голоса группы высоких обертонов, так
называемой высокой певческой форманты. Округлость и мягкость звучания голоса
зависят от усиления обертонов низкой части спектра. Высокая и низкая
певческие форманты, а также вибрато (пульсация с частотой 5-6 раз в
секунду) определяют красоту и льющийся характер голоса.
Важное качество Г. п. - его сила. Оперное пение требует сильного
голоса, который может наполнять большой зал и быть слышным на фоне
оркестрового сопровождения. Голос от природы имеет регистры. Под регистром
понимается ряд однородных по тембру звуков, производящихся единым
физиологическим механизмом. Звуки разных регистров звучат по-разному. В
мужском голосе выделяют грудной регистр в нижней части диапазона и
фальцетный в верхней. Грудной регистр отличается силой и богатством
звучаний. Фальцетный слаб и беден по тембру. В женском голосе различают
грудной регистр, центральный, в котором совмещается головное и грудное
звучание, и головной в верхней части диапазона, звучащий светло, открыто.
Профессиональный Г. п. должен иметь диапазон в две октавы и
звучать ровно на всём протяжении диапазона. Это достигается с помощью
развития смешанного звучания, так называемого микста.
Голоса классифицируются по тембру и высоте. Различают шесть
основных типов голосов. Самый высокий женский голос - сопрано, средний -
меццо-сопрано, самый низкий - контральто. Среди мужских голосов самый
высокий - тенор, средний - баритон и низкий - бас. В каждом типе голоса
более высокие и светлые по звучанию голоса носят название лирических, а
более низкие, густые и тёмные - драматических.
В большинстве случаев использование Г. п. связано со словом.
Выразительное донесение поэтического текста в пении определяется чёткостью
произношения согласных и умением соединять Г. п. с элементами речевых
интонаций. Основной формой звуковедения Г. п. является связное пение,
лежащее в основе кантилены, и умение петь в быстром движении - беглость.
Лит.: Багадуров В. А., Очерки по истории вокальной методологии, ч.
1-3, М., 1929-37 (ч. 3 - Очерки по
истории вокальной педагогики, 2 изд., М., 1956); Развитие детскогоголоса,
М., 1963; Морозов В., Тайны вокальной речи, Л., 1967; Назаренко И.,
Искусство пения, 3 изд., М., 1968; Дмитриев Л., Основы вокальной методики,
М., 1968; Tarneaud J., Seeman М.. La voix et la parole, P., 1950; Luchsinger R.,
Arnold G. E., Lehrbuch der Stimmeund Sprachheilkunde, 2. Ausg., W., 1959; Hussen
R., La voix chantée, P., 1960.
Л. Б. Дмитриев.
|