усли
- русский щипковый инструмент. Известен в двух разновидностях. Первая имеет
крыловидную (в более поздних образцах треугольную) форму, от 5 до 14 струн,
настроенных по ступеням диатонической гаммы, вторая - шлемовидную форму и
10-30 струн такой же настройки. На крыловидных Г. (их называют также
звончатыми) играют, как правило, бряцая по всем струнам и глуша ненужные
звуки пальцами левой руки, на шлемовидных, или псалтыревидных, струны
защипывают обеими руками. На Г. аккомпанировали собственному пению,
исполняли народные песни и танцы, играли соло и в ансамбле с др.
инструментами. Г. были одним из самых популярных инструментов в народном
быту и исполнительской практике скоморохов. Наиболее ранние сведения о Г.
относятся к 6 в. Крыловидные Г. пользовались распространением в сев.-зап.
районах, граничащих с Прибалтикой, Карелией и Финляндией, где бытует
родственный инструмент под национальным названием - каннель (эстонские), кокле
(латышские), канклес (литовские), кантеле (карельские, финские). Шлемовидные
Г. у русского населения вышли из употребления и встречаются только у
народов Поволжья. В конце 16 - начале 17 вв. появилась третья разновидность
инструмента - прямоугольные (настольные) Г. с корпусом продолговатой формы,
внутри которого натянуто 50-60 струн первоначально диатонического, а затем
хроматического строя. При игре струны защипывают пальцами обеих рук.
Инструмент находил применение в городском и усадебном быту. На нём
исполнялись обработки народных песен и танцев, инструментальные пьесы,
отрывки из опер и т. д.
В 1900-х гг. О. У. Смоленский и Н. И.
Привалов усовершенствовали крыловидные Г. и создали их семейство - Г.-пикколо,
прима, альт, бас. Эти инструменты используются и в современных ансамблях
Г., т. н. хорах гусляров. В 1914 Н. П. Фомин на основе прямоугольных Г.
создал клавишные Г., которые (иногда в паре с обычными) используются в
оркестрах рус. народных инструментов.
Певец М. К. Северский (1882-1954) постоянно
выступал на концертной эстраде и по радио с исполнением русских народных
песен и былин, аккомпанируя себе на Г.
Лит.: Фаминцын А. С., Гусли. Русский народный
музыкальный инструмент, СПБ, 1890: Соколов Ф. В., Гусли звончатые, М.,
1959; Тихомиров Д. П., История гуслей. Очерки, Тарту, 1962.
ГУСЛИ.
Людмила Викентьевна Михеева. Музыкальный словарь в рассказах
Давным-давно, появился на свет этот инструмент. Родился, подобно арфе, из натянутой струны лука. Только изменялся он по-другому: струны стали натягивать не на раму, а на деревянную доску, а потом, для получения лучшего резонанса, на плоскийящик со сторонами разной длины, соответствующими постепенно увеличивающейся длине струн.
Исполнитель-гусляр клал свой
инструмент на колени и, перебирая струны, пел песни, сказывал былины.
Это были гусли звончатые. Еще
их называли гусли яровчатые. Вам, наверное, приходилось встречать эти
названия в былинах и старинных русских сказках. Никто не помнит, когда они
появились на Руси. Еще легендарный Боян, певший славу князьям в «Слове о
полку Игореве», был гусляром.
В XVII веке появились другие,
более совершенные гусли, с большим, чем у звончатых, количеством струн. Их
называли тогда «столовыми», а мы скажем более привычно, более современно --
настольными. Это был прямоугольный инструмент, который ставили на стол или
просто приделывали к нему ножки. Звук у него был ярче и сильнее,
возможности для исполнителя -- шире, чем на гуслях звончатых.
В начале XX века настольные
гусли были усовершенствованы Н. Приваловым. Он создал гусли четырех
размеров, от самых маленьких до очень крупных -- пикколо, приму, альт и
бас.
Сейчас в оркестре народных
инструментов применяются клавишные гусли, сконструированные Н. Фоминым
также в начале нашего века. У них большой диапазон -- от пяти до семи
октав, приятный, полный, насыщенный звук.
У русских гуслей много
родственников. Это и литовские канклес, и эстонский каннель, и карельские кантеле.
Национальный карельский эпос «Калевала» исполнялся под звуки кантеле. В
наше время кантеле, тоже усовершенствованные, имеют пять видов: пикколо,
приму, альт, бас и контрабас.
|