мпровизация
- (франц. improvisation, итал. improvvisazione, от лат. improvisus -
неожиданный, внезапный), создание художественного произведения
непосредственно в процессе его исполнения. И. возможна в поэзии, музыке,
танце, театральном искусстве и др. Истоки И. в профессиональном искусстве
восходят к народному творчеству. С древнейших времён у различных народов
существовали особые категории певцов-импровизаторов (древнегреческие аэды,
западноевропейские шпильманы, русские сказители, украинские кобзари,
казахские и киргизские акыны и др.). В профессиональном искусстве
наибольшее развитие получили поэтические и музыкальные И. Поэтические И.
обычно выполняется на заданную тему. Блестящим поэтом-импровизатором был А.
Мицкевич; среди русских поэтов искусством И. владели П. А. Вяземский, В. Я.
Брюсов ("Вешние воды") и др. Образ поэта-импровизатора запечатлел
А. С. Пушкин в "Египетских ночах". К И. относят жанр экспромта..Мзыкальная И. в профессиональном художественном творчестве
сформировалась под влиянием народного импровизирования и претворила его
черты. Ранние её формы в Европе связаны со средневековой вокальной
культовой музыкой. Поскольку записи этой музыки были неполными,
приблизительными (невмы, крюки), каждый исполнитель должен был в той или
иной мере импровизировать свою партию. Постепенно методы И. становились всё
более регламентированными. Профессиональная квалификация музыканта,
например органиста, долгое время определялась его мастерством в так
называемой свободной И. полифонических музыкальных форм (прелюдий, фуг и
др.). С конца 16 в., с утверждением гомофонно-гармонического склада
(мелодия с аккомпанементом), распространяется система так называемого
генерал-баса (цифрованного баса), предусматривавшая И. аккомпанемента к
мелодии по правилам голосоведения. В 16-18 вв. стихия И. сказывается и в
украшении инструментальных пьес и вокальных (оперных) партий (см. Рулада,
Фиоритура). Высокохудожественное проявление И. находит в искусстве
орнаментики. Однако злоупотребление И., превращавшейся во
внешне-виртуозное, украшательское искусство, привело к её вырождению.
Усложнение форм музыкального творчества и углубление его содержания в 18-19
вв. потребовали от композиторов более полной и точной записи музыкального
текста произведений, устраняющей произвол исполнителя. Вместе с тем в 1-й
половине 19 в. И. в форме так называемого свободного фантазирования
занимает видное место в деятельности крупнейших композиторов-исполнителей
(Л. Бетховена, Н. Паганини, Ф. Листа, Ф. Шопена). Ряд музыкальных жанров носит
названия, указывающие на их частичную связь с И. (например,
"Фантазия", "Экспромт", "Прелюдия",
"Импровизация"). В современной музыкальной практике И. не имеет
существенного значения, исключая джазовую музыку, которой органически
присущи элементы И. (см. Джаз), и некоторые модернистские течения, широко
применяющие произвольную ИИ. в танце с древнейших времён является
неотъемлемой частью народных обрядов, игр и празднеств. В странах Востока и
Азии И. в танце сохраняется не только в народных представлениях, но и в
профессиональном искусстве. И. варьируется от примитива до высокого
профессионализма. Во многих народных танцах в ответ на "вызов"
продемонстрировать силу, ловкость, удаль, импровизатор выходит за пределы
устойчивых танцевальных форм (мужские грузинские, армянские и др. танцы).
И. в народном танце проявляется также и в соревновании (русский перепляс и
др.).Возросшее значение музыки в хореографическом искусстве начала 20 в.
вызвало к жизни ещё один вид И.: интуитивное выражение музыки танцем. В большой
степени импровизационным было искусство А. Дункан, породившее ряд
подражательных школ. Во 2-й половине 20 в. И. остаётся обязательным
элементом народного танца, широко используется в бальных танцах (чарлстон, липси,
твист, шейк и др.)И. в театре - игра актёра, основанная на его способности
строить сценический образ, действовать и создавать собственный текст на
заданную тему или в обстоятельствах, предусмотренных сценарием, творя без
предварительной подготовки, во время представления. Зародившись в народном
театральном творчестве, свойственная народному искусству в разных его
формах, И. была одним из существенных элементов сценического действия
древнего театра Востока (существует и в настоящее время), присутствовала в
античном, средневековом и ренессансном театре. Высокого уровня искусство И.
достигло в народной итальянской комедии дель арте (16-18 вв.) и французском
фарсе (15-16 вв.). Позднее И. сохранилась на сцене как стилистический приём
(например, у К. Гоцци).В начале 20 в. интерес к И. в русском и западноевропейском
театре был связан со стремлением активизировать творческие силы актёра,
обогатить современный театр путём приобщения его к истокам народной
художественной культуры. К. С. Станиславский ввёл И. как метод в
учебно-воспитательную работу с актёрами. Освоение приёмов И., идущих от
итальянской комедии дель арте и русского балагана, характерно для
режиссёрских исканий В. Э. Мейерхольда, творчества Е. Б. Вахтангова (в
"Принцессе Турандот" Гоцци импровизационное начало пронизало
собой всё режиссёрское решение представления). В 1919-38 в Москве
существовал театр И. - "Семперанте". Искусство И. составляет один
из основных элементов современной театральной педагогики.
Лит.: Wehle G. F., Die Kunst
der Improvisation, Bd 1-3, Münster, 1925-32; Fellerer К. G., Zur Geschichte der freien Improvisation, "Die Musikpflege",
Jahng. II, 1932; Ferand E. Т., Die Improvisation, 2
Ausg., Köln, 1961.
ИМПРОВИЗАЦИЯ.
Людмила Викентьевна Михеева. Музыкальный словарь в рассказах
Обычно композитор, сочиняя какое-нибудь произведение, предварительно обдумывает его, делает наброски, а потом уже записывает сочинение на нотной бумаге, тщательно отделывая каждую деталь.
Но бывает и так: музыкант
садится за рояль, берет несколько несвязных аккордов, а затем, словно
размышляя, начинает играть. Звучат пассажи, возникают и исчезают мелодии,
вновь сменяясь разливами пассажей... Спросите этого музыканта, что он
играл, и он ответит: да так, ничего, просто импровизировал.
Латинское слово improvisus
означает -- непредвиденный. Импровизировать -- значит играть, одновременно
сочиняя, или, вернее, сочинять без предварительной подготовки, тут же
исполняя сочиненное.
Бывают импровизаторы не только
музыканты, но и поэты. Об одном из поэтов-импровизаторов рассказывает Пушкин
в оставшейся незаконченной повести «Египетские ночи».
В старину искусство музыкальной
импровизации было развито очень широко. Каждый музыкант, выступая в
концерте, должен был импровизировать по заказу публики произведение в
определенной форме -- вариаций, фуги, сонаты, на тему, предложенную
кем-нибудь из присутствовавших.
Рассказывают такой случай. В
XVII и XVIII веках было принято устраивать состязания между исполнителями.
И вот, осенью 1717 года в Дрезден приехал весьма модный французский
органист, клавесинист и композитор Луи Маршан. Туда же вызвали Иоганна
Себастьяна Баха, в то время еще мало кому известного немецкого музыканта.
За день до назначенного
состязания Бах явился в королевский дворец послушать своего конкурента. Маршан
играл блестяще. Ему много аплодировали, а потом предложили и немецкому
музыканту «попробовать инструмент». Бах тут же повторил песенку, на тему
которой импровизировал Маршан, и варьировал ее с огромным искусством,
совершенно затмив соперника. Потом Бах написал на листочке бумаги мелодию и
передал ее Маршану. Это была тема, на которую французский музыкант должен
был назавтра импровизировать. Бах, в свою очередь, попросил у Маршана тему
для своей импровизации.
На следующий день придворное
общество долго ожидало прибытия во дворец знаменитого француза, но он так и
не явился. Оказалось, что он бежал, не решившись соперничать с гениальным
импровизатором.
А вот отрывок программы одного
из концертов маленького Моцарта (вы, наверное, знаете, что Моцарт с самого
раннего возраста проявил себя как гениальный музыкант. В шесть -- семь лет
он уже выступал с концертами в разных странах):
«6. Ария, которую господин Амадео (так звали Моцарта в Италии) тут же сочинит на предложенные ему стихи и затем исполнит, аккомпанируя себе на клавикорде.
7. Соната на тему, которую предложит по своему выбору
первый скрипач оркестра, сочинит и исполнит господин Амадео...
10. Фуга на тему, предложенную экспромтом...»
В одном итальянском городе
слушатели, которые не могли поверить, что ребенок способен так вдохновенно
импровизировать, потребовали, чтобы он снял с пальца кольцо. Они решили,
что кольцо волшебное и управляет руками мальчика. Конечно, сняв кольцо,
Моцарт продолжал играть так же хорошо.
Великолепным импровизатором был
и Бетховен, и многие другие композиторы прошлого. О гениальном скрипаче и
композиторе
Никколо Паганини, например,
рассказывали, что лучшие его произведения -- не те, что записаны, изданы и
известны всем, а те, что он импровизировал по настроению и никогда больше
не повторял.
В наше время искусство
импровизации почти совсем забыто. Лишь крайне редко встречаются музыканты,
способные сочинять «на глазах у публики». Произошло это прежде всего
потому, что в музыке, как и во всех областях нашей жизни, господствует
«узкая специализация»: композиторы теперь не являются одновременно
концертирующими музыкантами-исполнителями, а профессиональные
инструменталисты-концертанты, как правило, не обладают выдающимися
композиторскими данными. Старые традиции импровизирования сохранились разве
лишь у некоторых органистов.
Так, в начале 60-х годов в нашу
страну на гастроли приезжал Томанер-хор -- хор лейпцигской церкви святого
Фомы, в которой когда-то давно многие годы работал И. С. Бах. Руководитель
хора Гюнтер Рамин импровизировал на клавесине прелюдию и фугу, темы для
которых ему предложили советские музыканты, присутствовавшие на концерте.
|