нтермедия
- (от лат. intermedius- находящийся посреди, промежуточный),
1) небольшая пьеса или сцена
(пантомима, танец, музыкальное или инструментальное произведение), обычно
комического характера, разыгрываемая между действиями драматического
спектакля. И. возникли в средневековом театре в представлениях мистерий и
широко использовались в школьном театре, комедии дель арте, в театре
Мольера и др. В Испании И. под названием пасос получила развитие как
самостоятельный жанр публичного театра, достигнув художественной зрелости в
творчестве Лоне де Руэды и особенно М. Сервантеса. В Англии называется
"интерлюдия", в Португалии "интремиш". В России И.
появились в представлениях школьного театра в 16 в. В 19-20 вв.
превратились в самостоятельные сценки с пением и танцами, получив
распространение и в современном театре (например, в спектакле
"Принцесса Турандот" К. Гоцци в московском Театре им. Вахтангова).И.
существовали и как вставные номера или сцены между актами оперы, балета. С
15 в. они вошли в практику музыкального театра Италии, позднее Англии,
Франции и др. стран. Постепенно И. к спектаклю превратились в
музыкально-сценические произведения с самостоятельным сюжетом. Нередко
такие И. привлекали большее внимание публики, чем акты основного спектакля.
В 17-18 вв. в Италии И. представляли собой маленькие оперы; часто они
перемежали действие опер-сериа и имели контрастирующий с ними комический
характер. Опера "Служанка-госпожа" Перголези, положившая начало
развитию итальянской комической оперы и оказавшая большое влияние на
формирование французской комической оперы, возникла как И. к опере
"Гордый пленник" того же автора (1733). 2) Промежуточный эпизод
между различными проведениями темы в фуге; называется также интерлюдией.
Цель интермедии - отделить акты
спектакля и в то же время развлечь зрителя в антракте. Эта традиция в 17
веке была перенесена в оперу. Иногда сами интермедии
представляли собой маленькие оперы-вставки в драме. В процессе развития
жанра интермедии стали объединяться единой
сюжетной линией; это привело к отделению интермедий
от основного действия и превращению их в самостоятельный спектакль. Так, опера-буффа "Деспина
и Нисо" Скарлатти служила интермедией в
его же опере-сериа
"Благородная любовь" (1714), классический образец оперы-буффа "Служанка-госпожа"
Перголези
(1733) вначале был интермедией в его
опере "Гордый пленник".
ИНТЕРМЕДИЯ.
Людмила Викентьевна Михеева. Музыкальный словарь в рассказах
Случалось вам в театре или по телевизору познакомиться с оперой Чайковского «Пиковая дама»? Если да, то вы, верно, помните третью картину оперы Прием в богатом петербургском доме. Ждут самых знатных, самых высоких гостей. Среди приглашенных -- и главные герои оперы: графиня с внучкой Лизой, жених Лизы Елецкий, Герман, Развивается действие оперы, происходят какие-то события, непосредственно с ним связанные, и вдруг... «Хозяин просит дорогих гостей прослушать пастораль подтитлом «Искренность пастушки», - слышите вы. И начинается прелестная пастораль, своего рода спектакль в спектакле: очаровательная пастушка отвергает богача Златогора ради своего милого дружка, пастушка Миловзора. Пастораль изящная сценка в стиле XVIII века, персонажи которой воспринимаются как ожившие фарфоровые фигурки, останавливает основное действие оперы, на время отвлекает от него. Тем напряженнее оно развернется в следующих картинах.
Это и есть интермедия
(латинское слово «intermedia» означает находящаяся посередине), то есть
вставная пьеса, исполняемая во время перерыва в основном театральном
представлении. Когда-то такие интермедии были широко распространены и в
драматическом, и в оперном театре.
Из интермедий возник целый жанр
-- комическая опера которая первоначально не ставилась самостоятельно, а
звучала в антрактах между действиями серьезного спектакля, так называемой
оперы-сериа.
Есть у слова интермедия еще
одно значение. Так называется часть полифонической пьесы - фуги - между
двумя соседними проведениями темы. Этому значению близок по смыслу другой
термин: интерлюдия (по-латыни inter - между, ludus - игра), которым
называют также музыкальный отрывок или небольшую пьесу, являющуюся своего
рода связкой между двумя частями более крупного произведения.
Еще один родственный термин --
интермеццо, происходящий от итальянского intermezzo -- пауза, антракт. Так
называется пьеса промежуточного значения, находящаяся в циклических -
многочастных - произведениях между другими, более значительными. Ее роль -
оттенять их по характеру и настроению. Иногда композиторы дают название
интермеццо и самостоятельным пьесам, не очень значительным по содержанию.
|