НТЕРПРЕТАЦИЯ.
Людмила Викентьевна Михеева. Музыкальный словарь в рассказах
Пианист играл одну из последних мазурок Шопена. В ней были изящество, пленительная легкость. Под пальцами музыканта возникала очаровательная миниатюра, которой хотелось любоваться без конца. А через несколько дней ту же мазурку исполнил другой пианист. Звучали те же ноты, но что это?.. Воспринималась она совсем ло-другому. В ней слышались грусть, мечтательность, неясные надежды...
Не будем сейчас выяснять, кто
из музыкантов более верно понял мазурку. Главное вот что: содержание
каждого музыкального произведения настолько обширно и многогранно, в нем
заложено столько разнообразных возможностей, что каждый исполнитель играет
его по-своему. Он может подчеркнуть грацию или мечтательность, сыграть
строже или свободнее, выделить исполнением основную мелодию или окружить ее
мельчайшими мотивами-подголосками аккомпанемента... Может по-своему
расставить смысловые акценты, что-то выделить динамически, где-то немножко
ускорить или замедлить темп, и музыка зазвучит совсем иначе.
Толкование музыкального
произведения исполнителем и называется интерпретацией (латинское interpretatio
-- объяснение, толкование), трактовкой. Но нельзя думать, будто
исполнитель играет, не считаясь с замыслом композитора, с указаниями,
сделанными в нотах. Целью интерпретации должно быть верное раскрытие
замысла произведения. Исполнитель -- пианист, дирижер, скрипач, певец --
стремится передать слушателям те чувства и мысли, которые вложил в свою
музыку композитор.
|