нтонация - в музыке, 1)
музыкально-теоретическое и эстетическое понятие, имеющее несколько
взаимосвязанных значений. И. в самом широком смысле — это высотная
организация музыкальных звуков (тонов) в их последовательности (сравни с
временной организацией — ритмом). Музыкальная И. отличается от речевой фиксированностью
звуков по высоте и подчинением их системе лада. Под И. понимают также
манеру («склад», «строй») музыкального высказывания, обусловливающую его
экспрессивное (определяющееся выражаемыми в музыке чувствами),
синтаксическое (утвердительное, вопросительное и т. п.), характеристическое
(национальное, социальное и т. п.) и жанровое (И. песенная, ариозная,
речитативная и т. п.) значения. Выразительность музыкальной И. опирается на
обусловленные слуховым опытом людей ассоциации с другими звучаниями, прежде
всего с речью, и некоторые психо-физиологические предпосылки. И. в узком
смысле — это наименьшее сопряжение тонов в музыкальном высказывании,
обладающее относительно самостоятельным выразительным значением,
семантическая ячейка (единица) в музыке. Обычно подобная И. состоит из 2—3,
иногда и из одного звука. Чаще всего это частица мелодии, попевка, хотя на
её выразительность оказывают влияние ритм, гармония, тембр. Иногда И.
метафорически называют музыкальным словом. Однако в отличие от слова музыкальная
И. не имеет точно определенного конкретного смысла. Лишь условно можно
говорить и об «интонациональном словаре» как совокупности интонаций,
применяемых каким-либо композитором, группой композиторов, а также
встречающихся в музыке многих стран в определённый период («интонациональный
словарь эпохи»).
Разработка учения о музыкальной И. началась ещё в период
античности и продолжалась в средние века и в эпоху Возрождения. Важный
вклад внесли французские просветители (Ж. Ж. Руссо) и находившиеся под их
влиянием музыканты (А. Гретри, К. В. Глюк), далее — передовые русские
композиторы и музыкальные критики 19 в. (А. С. Даргомыжский, А. Н. Серов,
М. П. Мусоргский). Идеи русских и за рубежных музыкантов об интонациональной
природе музыки были обобщены и развиты Б. В. Асафьевым, создавшим глубокую
и плодотворную, хотя и не лишённую противоречии, «интонациональную теорию»
музыкального творчества, исполнительства и восприятия, разработка которой
продолжается в СССР и др. социалистических странах.
2) Степень акустической точности воспроизведения высоты тонов и их
соотношений при музыкальном исполнении. И. воспринимается слухом как верная
в тех случаях, когда звучащий тон располагается внутри некоторой области
частот, близких к абсолютно точной, — так называемой зоны.
3) В производстве и настройке музыкальных инструментов с
фиксированной высотой звуков (фортепиано, органа и др.) — ровность и
точность звучания каждого тона звукоряда инструмента по высоте, громкости и
тембру.
Лит.: Асафьев Б. В. (И. Глебов), Музыкальная форма как процесс,
Л., 1963; Интонация и музыкальный образ. Статьи и исследования музыковедов
Советского Союза и других социалистических стран, под общей ред. Б. М. Ярустовского,
М., 1965; Шахназарова Н. Г., Интонационный словарь и проблема народности
музыки, М., 1966; Jiránek J., Asafje vova teorie intonace, jejígeneze
a vyznam, Praha, 1967.
А. Н. Сохор.
|