полнение музыкальное - воспроизведение музыки с
помощью тех или иных исполнительских средств, вид художественного
творчества. Существующее в нотной записи музыкальное произведение получает
реальное звуковое воплощение только в процессе И. м.; поэтому исполнитель
является необходимым посредником между композитором и слушателем. И. м.
бывает вокальное, инструментальное и смешанное. К последней разновидности
относится и оперное искусство; однако в опере певцы-солисты являются одновременно
и актёрами, важную роль выполняет декоративное искусство. В зависимости от
количества исполнителей И. м. подразделяется на сольное (один исполнитель)
и коллективное (группа исполнителей). Коллективное исполнение может быть
камерно-ансамблевым с несколькими относительно равноправными исполнителями
(например, трио, квартет и т. п.) и симфоническим, хоровым, как правило,
под руководством дирижёра (хормейстера), который с помощью других
музыкантов реализует свой исполнительский замысел (см. Дирижирование).
Многие исполнительские обозначения в нотах (темп, динамика и т. п.)
относительны и в определённых пределах могут реализоваться по-разному.
Поэтому задача И. м. — не просто точное воспроизведение нотного текста, но
и возможно более полное воплощение намерений автора. Большое значение для
исполнителя имеет изучение эпохи, в которую жил композитор, его
эстетических взглядов и т. п. Всё это помогает глубже понять содержание
произведения. Каждый исполнитель, раскрывая авторскую концепцию сочинения,
неизбежно вносит в исполнение и индивидуальные черты, определяющиеся как
его личными качествами, так и господствующими в данное время эстетическими
взглядами. Таким образом, всякое исполнение произведения является и его
истолкованием, интерпретацией. Под влиянием эстетических воззрений, а также
социальной среды и общественной идеологии в И. м. складываются различные
стили, аналогичные стилям композиторского творчества. До недавнего времени
исполнительские стили прошлого могли изучаться только на основе высказываний
современников и отражения их в выполненных данным исполнителем обработках и
транскрипциях; с появлением на рубеже 19—20 вв. звукозаписи положение
изменилось, и сейчас можно сравнивать трактовку того же сочинения
различными исполнителями непосредственно, прослушивая записи их исполнения.
Лит.: О музыкальном исполнительстве. Сб. ст., М., 1954; Вопросы
музыкального исполнительства, Сб. статей, в. 2—6, М., 1958—70; Коган Г., У
врат мастерства, М., 1958; Dorian F., The history of music in performance,
N. Y., 1942; Brelet G., Ľinterprétation créatrice, v.
1—2, P., 1951; Dart Т., The interpretation of music, 3 ed., L., [1958]; Graziosi
G., Ľinterpretazione musicale, Torino, 1967.
|