ариации
- (от лат. variatio — изменение), музыкальная форма, основанная на
видоизменениях темы, сочинённой композитором или заимствованной им (изредка
— двух и даже трёх тем). Отсюда название «Тема с В.», которое часто даётся
произведениям в этой форме. Истоки В. — в народном творчестве, в
изменениях, которым подвергается песенная форма при куплетных повторениях.
Тема В. обычно проста по фактуре, исполняется в умеренном темпе, что
позволяет провести в В. последовательные фактурные, темповые, жанровые
изменения. Различают В., сохраняющие структуру темы (В. на бассо остинато,
на выдержанную мелодию и строгие В.) и меняющие её (свободные В.). В первом
случае варьирование касается всех или некоторых элементов темы — мелодии,
фактуры, полифонической ткани, в отдельных В. — лада, темпа и тактового
размера (Пассакалия до минор И. С. Баха, 32 В. Бетховена для фортепьяно,
Персидский хор из оперы «Руслан и Людмила» Глинки). Во втором случае В.
связаны с темой через общие мелодические обороты, но меняют жанр, размер,
темп, структуру и в результате образуется сюитообразная форма
(Симфонические этюды Шумана для фортепьяно, 2-я часть трио «Памяти великого
художника» Чайковского, 2-я часть концерта № 3 Прокофьева для фортепьяно).
Возможно объединение обеих форм варьирования (финал сонаты №2 Шостаковича
для фортепьяно). Иногда, как видно из примеров, В. входят составной частью
в сонатно-симфонический цикл или др. музыкальную форму.
Лит.: Протопопов Вл., Вариационные процессы в
музыкальной форме, М., 1967; Адигезалова Л., Вариационный принцип развития
песенных тем в русской советской симфонической музыке, в сборнике: Вопросы
современной музыки, Л., 1963: Fischer К., Zur Theorie der Variation im 18. und
beginnenden 19. Jahrhundert, в кн.: Festschrift J. Schmidt — Görg..., Bonn,
1957.
Вл. В. Протопопов
ВАРИАЦИИ
ВАРИАЦИИ, один из
приемов композиторской техники, а также жанр инструментальной музыки. В
вариациях основная музыкальная идея подвергается разработке и изменениям.
Произведения данного жанра часто называются «тема с вариациями» или
«вариации на тему». Тема может быть оригинальной, авторской (например,
симфонические вариации Энигма Элгара) или заимствованной (например,
фортепианные вариации И.Брамса на тему Гайдна). Средства варьирования темы
разнообразны, среди них – мелодическое варьирование, гармоническое
варьирование, ритмическое варьирование, изменения темпа, изменения
тональности или ладового наклонения, варьирование фактуры (полифония,
гомофония). Как форма вариации могут выступать и самостоятельно (например,
фортепианные вариации на тему вальса Диабелли, ор. 120 Бетховена), и в
составе более крупной формы или цикла (например, медленная часть из
квартета, ор. 76, № 3 Й.Гайдна). Основные вехи в истории вариаций –
вариации на заданную мелодическую линию, т.н. cantus firmus в вокальной
духовной музыке Средних веков и эпохи Возрождения; вариации для лютни и
клавишных инструментов в испанской и английской музыке позднего
Возрождения; клавирные сочинения итальянского композитора Дж.Фрескобальди и
голландца Я.Свелинка в конце 16 – начале 17 вв.; сюита вариаций – одна из
ранних форм танцевальной сюиты; английская форма граунд – вариации на
повторяемую в басовом голосе короткую мелодию; чакона и пассакалья – формы,
схожие с граундом, при том отличии, что повторяющийся голос в них не
обязательно басовый (чакона и пассакалья широко представлены в творчестве
Баха и Генделя). Среди известнейших вариационных циклов начала 18 в. –
вариации А.Корелли на тему La Folia и Гольдберг-вариации
И.С.Баха. Вероятно, самым блестящим периодом в истории вариаций является
эпоха зрелой классики, т.е. конец 18 в. (сочинения Гайдна, Моцарта и
Бетховена); как метод варьирование и сегодня остается важным компонентом
инструментальной музыки.
ЛИТЕРАТУРА
Цуккерман В. Анализ музыкального произведения. Вариационная форма. М., 1987
ВАРИАЦИИ.
Людмила Викентьевна Михеева. Музыкальный словарь в рассказах
Быть может, вам случалось когда-нибудь слышать фортепианную балладу Грига. Начинается она с мелодии суровой и скорбной, похожей на народную песню-думу. А потом эта мелодия появляется еще много раз, но каждый раз -- в новом обличье: то как взволнованный монолог, то как эпическое сказание, то в виде причудливого скерцо, то в характере траурного шествия.
Форма, в которой сочинил Григ
свою балладу, называется вариации или, точнее, тема с вариациями.
Латинское слово variatio
означает изменение. В музыке вариациями называется такое произведение, в
котором основная мелодия повторяется много раз, но в ином характере. Иногда
меняется только ее сопровождение, но чаще -- и она сама, ее ритм, темп,
отдельные обороты.
Форма вариаций родилась в XVI
веке. Тогда возникли две разновидности полифонических вариаций -- пассакалья
и чакона.
В пассакалье -- произведении
величественного характера, тема не меняется. Она все время мерно и величаво
звучит в самом нижнем, басовом голосе, в то время как в верхних голосах
появляются и развиваются новые самостоятельные мелодии. Пассакальи писали
многие композиторы XVII и XVIII веков, в том числе И. С. Бах. В наше время
к старинной форме пассакальи часто обращался Д. Д. Шостакович (например, в
четвертой части Восьмой симфонии, третьей части Первого скрипичного
концерта).
Чакона похожа на пассакалью.
Это тоже полифонические вариации. Но в чаконе тема, оставаясь неизменной,
звучит не только в басу: она «путешествует» по разным голосам, появляясь то
в верхних, то в средних, то в нижних. Широкой известностью пользуется
Чакона Баха для скрипки соло. Играют ее и в переложении для фортепиано или
органа.
В XIX веке форма вариаций
получает большое распространение. В так называемых строгих вариациях тема
изменяется не очень сильно: усложняется аккомпанемент, в мелодии появляются
новые звуки, украшающие ее основной контур. Однако на всем протяжении пьесы
сохраняется близкий начальному характер. Музыкальный образ обогащается, но
остается узнаваемым.
В творчестве Р. Шумана и Ф.
Листа, а позднее у С. В. Рахманинова, у многих современных композиторов
тема в вариациях изменяется очень сильно. Такие вариации называются
свободными. В них уже не один, а много разных, даже контрастных образов.
|