иолончель
- (итал. violoncello, уменьшительно от violone - контрабас), смычковый
музыкальный инструмент скрипичного семейства басо-тенорового регистра. 4
струны настраиваются по квинтам (до и соль большой октавы, ре малой, ля
первой). Применяется как сольный, ансамблевый и оркестровый инструмент. В.
появилась в конце 15 - начале 16 вв. в результате развития народных
смычковых инструментов. Классические образцы В. были созданы итальянскими
мастерами 17-18 вв. А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари. Большими
достоинствами отличаются В. русского мастера И. А. Батова, советских
мастеров Е. Ф. Витачека и Т. Ф. Подгорного. В 17-18 вв. В. вытеснила
бытовавшую в аристократических кругах виолу да гамба (см. Виолы), что было
обусловлено её богатыми выразительными и техническими возможностями, более
полным и ярким звуком, по тембру приближающимся к человеческому голосу. Концерты,
сонаты и сюиты для В. написали И. С. Бах, И. Гайдн, Л. Боккерини, Л.
Бетховен, Ф. Мендельсон, Ф. Шопен, Э. Григ, И. Брамс, Р. Шуман, К.
Сен-Санс, Э. Дало, А. Дворжак и др.; среди авторов произведений для В. - П.
И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Глазунов, С. В. Рахманинов, С.
С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, А. И. Хачатурян, Д. Б. Кабалевский, Т. Н.
Хренников и др. В числе крупнейших зарубежных виолончелистов - Л. Боккерини,
Ж. Л. Дюпор, Б. Ромберг, Ф. Серве, П. Касальс и др., русских - К. Ю.
Давыдов, А. В. Вержбилович, А. А. Брандуков и др., советских - М. Л.
Ростропович, С. Н. Кнушевицкий, Д. Б. Шафран и др.
ВИОЛОНЧЕЛЬ.
Людмила Викентьевна Михеева. Музыкальный словарь в рассказах
Так же как скрипка и альт, виолончель принадлежит к группе струнных смычковых инструментов. Она очень похожа на них, но значительно больше по размеру. Диапазон виолончели -- от до большой октавы до ми третьей октавы. Впрочем, верхняя граница диапазона условна: она зависит от мастерства исполнителя, тогда как нижняя на любом струнном инструменте определяется звучанием открытой, то есть не зажатой, нижней струны.
Звук виолончели густой, сочный
и певучий. По тембру он напоминает человеческий голос и больше всего -- баритон.
Виолончели прекрасно удаются широкие напевные мелодии. В них ярче всего
раскрываются богатые возможности инструмента, его красивый благородный
тембр. Но и виртуозные произведения вполне доступны этому инструменту.
Если скрипку и альт музыканты
держат горизонтально на плече, то виолончель слишком велика для этого. Ее
ставят вертикально. Раньше, в прошлые века -- на специальный стул, причем
играли стоя. Потом приспособили металлический шпиль, который упирается в
пол, и исполнитель играет сидя, поместив инструмент между колен.
Для виолончели написано много
произведений. Известны «Вариации на тему рококо» Чайковского, концерты для
виолончели с оркестром Дворжака, Шостаковича, Прокофьева, Хачатуряна.
В оркестровых произведениях
виолончели часто поручают выразительные соло, такие, как чудесная вальсовая
мелодия из первой части Неоконченной симфонии Шуберта, как тема второй
части Шестой симфонии Чайковского.
Среди русских и советских
исполнителей много замечательных виолончелистов. Это Н. Б. Голицын и М. Ю. Виельгорский,
а в наше время С. Н. Кнушевицкий, Д. Б. Шафран, Н. Н. Шаховская и другие.
|