одевиль - (франц. vaudeville), лёгкая
комедийная пьеса с песенками-куплетами и танцами. Родина В. - Франция.
Название происходит от долины р. Вир (Vau de Vire), где жил в 15 в.
народный песенник О. Баслен. Вначале В. называли песенки в ярмарочных
комедиях 1-й половины 18 в. Как самостоятельны театральный жанр В. сложился
в годы Великой французской революции и вскоре получил общеевропейское
распространение. Классики французского В. - Э. Скриб, Э. Лабиш - сохранили
многие черты В. как "народного произведения французов" (А. И.
Герцен): задорное веселье, злободневные намёки. В России В. появился в
начале 19 в., унаследовав от комической оперы 18 в. интерес к отечественным
сюжетам. Раннее развитие В. связано с именами А. И. Писарева, Н. И. Хмельницкого,
А. С. Грибоедова, А. А. Шаховского. В конце 30-40-х гг. в русском В.
заметны демократические тенденции, сближение с реалистической комедией
нравов под влиянием натуральной школы ("Лев Гурыч Синичкин" Д. Т.
Ленского, водевили Ф. А. Кони, В. А. Соллогуба, П. А. Каратыгина, Н. А.
Некрасова). В конце 19 в. одноактные пьесы А. П. Чехова продолжили традицию
В. (но без куплетов). В советское время шли на сцене водевили В. П.
Катаева, В. В. Шкваркина и др. С В. в значительной степени связаны развитие
комедийного актёрского искусства 19 в., борьба против обветшавших традиций
классицизма. Игра актёров в лучших образцах В. отличалась естественностью,
непосредственностью, импровизационной лёгкостью диалога, чувством юмора;
она требовала от исполнителя музыкальности, умения петь и танцевать. Актёры
В. владели искусством внешнего перевоплощения, трансформации, играя по
нескольку ролей в одной небольшой пьеске. Французские актёры - В. Дежазе,
Ш. Г. Потье, П. Т. Левассор, Э. Арналь и др., подлинные преемники
синтетического искусства демократического театра 18 в., блестящие
исполнители В., - внесли свой вклад в развитие песенной национальной
культуры (например, Дежазе считалась лучшей исполнительницей песен П.
Беранже). В русском театре в В. выступали, наряду с такими яркими
комедийными актёрами, как Н. О. Дюр, В. Н. Асенкова, Н. В. Самойлова, В. И.
Живокини, для которых лёгкий жанр был основой репертуара, крупнейшие
актёры-реалисты - М. С. Щепкин, И. И. Сосницкий, А. Е. Мартынов, К. А.
Варламов, В. Н. Давыдов и др. Они внесли в исполнительскую культуру В.
психологическую тонкость и сатирическую остроту. Советский театр воспитал
режиссёров, верно чувствующих специфику В. (Р. Н. Симонов, Н. П. Акимов и
др.), и актёров, овладевших искусством исполнения В. (В. Я. Хенкин, П. Н.
Поль, Ф. Н. Курихин, А. Д. Вениаминов, Н. И. Слонова, С. А. Мартинсон и
др.).
Лит.: Русский водевиль, [предисловие В. В. Успенского], Л. - М.,
1959.
|