вук музыкальный - может иметь высоту
основного тона от до субконтроктавы до до — ре пятой октавы (от 16 до
4000—4500 гц). Громкость его не может превышать порога болевого ощущения.
По длительности и по тембру З. м. очень разнообразны. З. м. организуются в
музыкальную систему. Так, в каждой октаве обычно используются лишь 12
звуков, отстоящих на полутон друг от друга (см. Строй).Динамические оттенки
подчинены шкале громкостей (пианиссимо, пиано, меццо-пиано, меццофорте,
форте, фортиссимо и т.п.), не имеющей абсолютных значений (см. Динамика в
музыке). В наиболее употребительной шкале длительностей соседние звуки
находятся в отношении 1:2 (восьмые так относятся к четвертям, как четверти
к половинам, и т.п., см. Ритмическое деление). Тембр звука, определяющийся
главным образом присутствием в нём обертонов, зависит от его источника
(голос, тот или иной инструмент и т.п.). В музыке применяются многообразные
тембры и их сочетания (см. Инструментовка).
Лит.: Музыкальная акустика, 2 изд., М., 1954; Мутли А. Ф., Звук и
слух, в сборнике: Вопросы музыкознания, т. 3, М., 1960; Stumpf К., Tonpsychologie, Bd 1—2, Lpz.,
1883—90; Handschin J., Der Toncharakter, Z.,[1948].
Ю. Н. Рагс.
|